О Коране и поэзии

Профессор Чингиз Гусейнов, писатель, филолог, автор многих книг, среди которых «Магомед, Мамед, Мамиш», «Фатальный Фатали» и вышедшая недавно в серии ЖЗЛ «Мухаммед», очень активно занимается в Иерусалиме просветительской деятельностью. На заседаниях пресс-клуба в Общинном доме и Иерусалимской русской городской библиотеке, то в рамках «Триалога религий», то в «Читательских дискуссиях» он очень эмоционально рассказывает о исламе, о священной книге мусульман Коране, о пророке Мухаммеде, о авраамических религиях, о мире и войне, о прошлом и будущем… И это всегда интересно! Вот и в феврале 2019 года в русской библиотеке Чингиз Гасанович провел беседу о «Коране и поэзии».

«Коран», по общепринятому мнению, ниспослан Б-ом избранному Им пророку Мухаммеду, чтобы утвердить единобожие среди другого семитского народа арабов –восходящих к праотцу Аврааму (Ибрагиму). По мнению Чингиза Гусейнова, пророка отличает от обычных людей полученная в качестве «Божьего дара» возможность слышать, видеть, интуитивно («вдохновение») воспринимать повеления Всевышнего и передавать их людям. Это заложено, отметил Гусейнов, и в хрестоматийном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк», которое было создано в пору увлечения поэта Кораном: «И Б-га глас ко мне воззвал: «Восстань пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей… Глаголом жги сердца людей!».

Коран можно рассматривать и как поэтическую книгу с рифмованными стихами – айатами, которые подходят для пения.

Язык Корана, это язык арабской поэзии VII века с многообразием декламационных приёмов, риторическими вопросами и ответами, ассоциативностью, контактными повторами, отступлениями и возвращениями, налётом тайнописи. Задолго до Корана в Аравии в окрестностях Мекки проводились состязания поэтов и победившие стихи вывешивались на стенах храма Кааба. Особенно известным арабским поэтом был Имруль Кайс (500-540). Арабский язык Корана повлиял на последующий язык литературы в разных мусульманских странах. Считается, что Б-г говорит с каждым на его языке и слышит каждого тоже на родном языке. Этические нормы Корана соответствуют этическим нормам книг иудаизма и христианства. Чингиз Гусейнов познакомил собравшихся со стихотворениями известных арабских поэтов. Так у арабского поэта аль-Мутанабби (915-965) говорится о превышении роли воина над ролью поэта –«Голосом пера славится меч. Слава мечу, нет славы перу. Сначала, что надо, мечом напиши, а потом строчи, что угодно».

Вечер продолжил известный исследователь религий единобожья Лев Утевский, он рассказал «о любви и войне в средневековой поэзии евреев и арабов», об их сходстве и различиях. Поэты в бедуинских племенах Аравии часто играли очень важную роль – шаманов, вождей и даже искателей воды.

Александр Аграновский рассказал о том, как опасно было быть поэтом и напомнил о великом азербайджанском поэте и философе Имадеддине Насими, родившемся в Шемахе, писавшем на азербайджанском, фарси и арабском языках, верившего в человека и его разум. Вот его слова: «Пред вами Насими свою откроет тайну – я счастлив: Б-г сокрыт в обличие моём». По приказу правителя Египта в 1417 году в сирийском городе Халебе (Алеппо) с живого Насими содрали кожу за его убеждения. В честь 650 летия поэта 2019 год указом Президента Азербайджана Ильхама Алиева объявлен в Азербайджане «годом Насими».


Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.