Белые ночи мои

Это эссе – нечто промежуточное между маленьким творческим портретом талантливого композитора Марины Петрашень и зарисовкой о личном восприятии ахматовских стихов и музыки Марины, музыки, которая родилась вдали от царскосельских статуй и невской воды. В жарком и драматичном пейзаже нашей уникальной страны.

...В Бат-Яме улицы перепутаны и вывернуты. Найти дорогу человеку со стороны трудно. Будто кто-то здесь очень хотел сбить чужаков с толку. Или это мне только кажется...

Марина Петрашень, композитор, человек серьезный и основательный, вышла меня встречать. «Так мне будет спокойнее»... Встретила, привела в свой маленький съемный дом. Умопомрачительная жара стояла привратником под дверью. Кутала стены, чахлый садик, душу, сердечный ритм ватным одеялом. Кошка глянула неодобрительно, неласково: «Она у меня такая...будьте осторожны, она кусается...».

Получив эту исчерпывающую информацию, я оробела. Даже не пошла рассматривать книги в книжном шкафу. Дабы не дразнить сурового хищника. У окна крутился-вертелся вентилятор, белый сахар- черные угли клавиш пианино блестели на солнце. Марина хлопотала в мирке квартиры. Считается, что результаты творчества похожи на творца. На того, кто творил. Картины – на художника. Музыка – на композитора. Они –главные портреты и лучшие, самые точные биографии. Марина Петрашень – человек удивительный. Можно сказать, что она начала все с нуля, с чистого листа уж взрослой, уже много и непросто пройдя жизненным маршрутом.

Много дет отдала музыке. Преподавала теоретические дисциплины в музыкальных школах. Была хорошим специалистом, поверяла, если мне позволительно так выразиться, гармонией гармонию. Ученики, экзамены, учебные планы, каникулы, снова планы и ученики...Был дом ( о том, как сложилась личная, семейная жизнь Марины говорить не буду, эта материя непостижима, нетрактуема ), были заботы, будни, праздники. Беды, обиды. Счастье. Вырос сын. Совершился переезд из Европы в запутанный-морской Бат-Ям. Состоялась алия. Наверное, нам всем до конца, до дна неведомо то, что в нас спрятано, скрыто. Марина Петрашень родилась как композитор недавно. В Израиле. В ней возникла, зазвенела, как песня жаворонка в высоком небе, поэзия Анны Ахматовой. Будто открылись невидимые двери, голуби рванулись в просторное небо, и одна неведомая птица, тревожная и яркая, вспорхнула с парапета над Невой, пронеслась над Фонтанным домом, вспыхнула в облаках синим громом и веткой сирени. И стала жить над Марининым жилищем. Лепеча, убаюкивая, исповедуясь. Рассыпая нежный хрусталь. Я слушаю романсы на стихи Анны Ахматовой, сочиненные Мариной Петрашень – и улетаю к Неве, в Фонтанный дом, к той изразцовой печке, тому легкому рисунку-пируэту Модильяни, к шелесту шереметьевских деревьев. Так всегда в искусстве –география тает перед лицом всеобщего-человеческого. И не всегда доброе слово «патриотизм» тает в чистом озере озарения.

Клавиши повествуют-рисуют, лепечут о девочке Ане Горенко, которой отец категорически запретил печатать стихи, чтобы не позорить фамилию. И она сменила отцовскую гордую Горенко на степную-ханскую-татарскую Ахматова...Будто Золотую орду призвала в помощь.

...Марина радушно расставляет на столике дивные яства: фрукты, сладости. В этих тарелочках и вазочках тоже есть стиль. Серьезный, очень личный, поэтичный. А вот я выписываю из книги стихов самой Марины Петрашень: «...довольствуясь тем, что имеешь, преобразить слабость в силу сумеешь. Стержнем твоим станет честность с собой – дар не обыденный и дорогой»...Зеленый сборничек автор назвала «Эгология и экология». Это, по сути, письма к любимой подруге. Рифмованные беседы о дорогах и тревогах. О нарциссизме и творчестве, о грехах и рефлексии. О жизни. И очень хорошо ощущается, что эти искренние строки не результат подражания. А емкая стенограмма ночных раздумий. Марине Петрашень не нужны суесловия. И формальные похвалы. Ей нужно вот это пианино и стихи. И чужие, и свои.

Стихи в мире гаджетов и чистогана не есть предмет первой необходимости. Гораздо востребованнее гамбургеры, сплетни, многоликая и всепроникающая попса. Людям некогда ваять грани души. Им бы просто и зримо. Быстро и легко. Вкусно, модно, громко. Модное топает стадионами. Вкусное жарится на всемирном мангале. Стихи – помеха. Они будто просят тишины, сосредоточенности, глубины, труда.
Ахматовское «когда б вы знали¸ из какого сора растут стихи, не ведая стыда» - не признание, это ирония, даже сарказм. Потому что из сора ничего не произрастает...

Музыка Марины Петрашень – результат чуткого, талантливого прочтения. Нежная дань любви к Анне Ахматовой. Стойкая приверженность качественной поэзии, качественной духовной жизни.

Анна Ахматова – поэт неповторимый. Ей чужды плаксивость и кокетство, она- воплощение женской силы и андрогинного изысканного благородства. Любовь для нее – мистерия, летучая и необъянимая инстанция. Нечто вроде масонской ложи или пещеры Али-бабы.

Марина Петрашень чувствует ее строки всем сердцем. Стоял яркий день на исходе лета. Звучали аккорды. Музыка стекала с пальцев автора, как родниковая вода. Вентилятор кружил жаркие волны, мир прислушивался к дыханию мелодий.

16 октября в Бат-Яме, в очень вдохновенном камерном зале «Аудиториум» состоится особенный концерт.

Это и творческий вечер Марины Петрашень, и изысканная демонстрация дружбы¸ уважения и взаимопонимания прекрасных женщин – певиц Наталии Хаимовой, Светланы Литовко, Ольги Кирсановой, пианистки Ирины Железновой и большого музыканта, думающей и рифмующей жизнь Марины Петрашень.

О каждой из исполнительниц можно много рассказывать. Все они – прекрасны. Светлана Литовко – педагог и певица, от музыки Марины Петрашень ее глаза сияют и сердце бьется молодо и непобедимо. Светлана руководит хором и воспитывает вокалистов. Она не просто певица – оона в каком-то смысле соавтор. В ее теплом доме пахнет яблоками и чаем, дружбой и доверием. Наталия Хаимова - певица, влюбленная в музыку, в сцену, в волшебный мир чудотворства. Совершенно бескорыстный и искренний человек, таким Ахматова в стиль, в ритм...

Ольга Кирсанова только начинает путь по каменистой-песчаной израильской почве. Вписалась в коллектив подруг-творцов легко и удачно. Ирина Железнова много и успешно выступала на самых разных концертных площадках мира. Играет мудро, качественно, масштабно, увлеченно.

Мне выпало счастье с ними со всеми познакомиться - и стать ведущей этого концерта- повествования. ... «Там шепчутся белые ночи мои о чьей-то высокой и тайной любви» - обозначила время и место Анна Ахматова. Примерно год назад этот концерт состоялся в Петербурге¸ в Фонтанном доме. И вот волны октября и золото небес принесли его в Бат-Ям. К любителям духовного труда и проникновенной музыки. Приходите. Послушайте. Побудем в этом ореоле света и таланта вместе.

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.