Здешнее и космическое, или У нас грядет Мартынов!

Есть люди, которым дано больше, чем просто осуществить себя в профессии. Они отмечены тайной и знаками особого предназначения. Таков Владимир Мартынов. Он - композитор. А еще историограф, пророк и архитектор мыслей, идей.

Ему свойственны парадоксы и способность глубоко осмысливать наше время торжествующей попсы и беззастенчивой коммерции. Его остров творчества плывет по океану внемузыкальной современности. Он читает китайскую «Книгу перемен», соединяет рок и Пёрселла. Пишет музыку памяти Юрия Любимова. Знает, что свобода – это «внутреннее креативное качество». И она проявляет себя, когда «ничего невозможно». Музыка Мартынова – исследование. Одно из произведений этого Нестора от философии искусства называется «Хорошо темперированная красота», (ноты B, A, C, H, имя Баха, приношение Баху, «ХТК» Мартынова -птенец из гнезда баховского «Хорошо темперированного клавира»). Пассажи все отчетливее, все отчаяннее, все настойчивее вонзаются в бессловесные небеса. Штурмуют твердь. Или не так? И часто этот стук в небесные ворота, в неведомое повторяется в дивно прекрасных сочинениях Мартынова. В «Passionslieder» и в «Пришествии героя». Она написал музыку к фильму «Холодное лето пятьдесят третьего...» и очаровательному мультику «Серебряное копытце». И к еще пяти с лишним десяткам фильмов. Сфера его сотворчества с Леней Федоровым (Леонидом Валентиновичем Федоровым, группа «АукцЫон») похожа на прекрасный и умный аттракцион. Она теплая и человечная, эта попытка слить воедино наскальные рисунки, Гегеля, песни у костра и Генделя. То есть -сплавить все вместе. Для всех. Для думающих. Владимир Мартынов – мыслитель. В мире, в котором Бог умер, именно он, Мартынов, напоминает о величии прошлого. Того, что ушло навсегда. Об ожидании будущего (которое фантомно, недосягаемо, как ручные чудеса из нового «Ведьмака» - такого ведь не бывает, не будет, правда?)...Но один фрагмент, один лепесток из будущего сада все же есть, он нам будет дан в Тель-Авиве, в консерваторионе на Штрикер, 27 февраля. Владимир Иванович Матынов, ансамбль Opus Posth, которым руководит главный единомышленник, исполнитель и интрепретатор композитора Татьяна Гринденко, выйдут к тем, в ком не угасла любознательность, кто хочет немного приоткрыть дверь в пространство мысли и гармонии. Сплетутся современное звучание ( так, как прежде, в дни Генри Пёрсселла, уже не играют), философия Мартынова, мощь его ренессансной личности – и обаяние, неповторимая энергетика живого, только сейчас и только здесь происходящего концерта.

И все это – так прекрасно и многообещающе –произойдет в рамках фестиваля М.АРТ, фестиваля, который представляет современное искусство России в США, Великобритании, Израиле.

Из моей беседы с Владимиром Ивановичем Мартыновым:
- Бывали ли вы прежде в Израиле? Какие впечатления, ассоциации у вас связаны с нашей страной?
- В Израиле я бывал неоднократно¸У меня, как у российского патриота¸вызывает восхищение отношение, настроение людей на официальных, государственных церемониях. Искренность, неподдельное волнение, живое участие. Это так непохоже официоз, формализм, организованную активность на подобных мероприятиях, скажем, в СССР. Меня восхищает сплоченностть, оптимизм – при это я знаю, что есть трудности, сложности самого разного характера.Трогает восторженное, почтительное отношение к исторической памяти. К труду. Показатель для меня и израильская прекрасная медицина, с которой знаком с 2014 года, потому что бываю по этой теме в Израиле часто.

- Были выступления, встречи с публикой?
- Мне организовывали очень небольшие концерты-встречи, были вечера в интеллигентном «Бабеле»...

- ...да, это очень особенное место, там будто никакая пошлость, суета, глупость невозможны...
- Я это почувствовал.

- Скажите, пожалуйста, как на ваш взгляд обстоят дела с художественной критикой сегодня в России? Она есть, она художественная?
- Дела обстоят плохо, и , наверное, это общая тенденция. Критика ниже плинтуса. На моих глазах – примерно с 2000 года –все падает, все исчерпывается.Исчезли рубрики в знаковых газетах. Сокращается освещение культурных событий. Объективное освещение.Есть, конечно, небольшое число элитных, специальных журналов – но они адресованы весьма малому числу знатоков...Тенденция –грустная. Даже не тенденция – просто пустыня. Хорошие критики, грамотные, профессиональные, уходят в адмиристраторы. Как Марина Давыдова¸например...и это уже не критики, иная дорога.

- Кто для вас авторитет из композиторов¸ живущих сегодня, кого вы цените,за чьими работами следите? Есть оперные спектакли, которые говорят о важном, которые показывают движение творческой мысли?
- Это очень сложно сказать сразу, Сильвестров, Пярт, Стивен Райх...Есть Курляндский, Невский, Хрущева, с которыми надо считаться... (от автора: композитор Сергей Невский написал музыку к спектаклю»Пьяные», который увидят изрильские зрители в рамках фестиваля М.АРТ в марте). Есть какие-то важные вещи в театре, так что-то например, спектакль Анатолия Васильева «Старик и море»...

- ...вы написали музыку к этому спектаклю...
- ...да, для меня это было важно...Публика иногда выбирает (и ей помогают в этом!) то, что модно, то, что упорно озвучивают . На Курентзиса, например...

- Есть ли сегодня в России функционеры, люди при должностях, -скажем, новый министр культуры, - которые хотят помочь кульутре, у которых есть вкус и понимание, которые всерьез озабочены ситуацией?
- Мне не кажется, что такие есть, что такие возможны. Этих инстанций для меня не существует. Я ничего о них не хочу знать.

- Вы ходите на концерты? Вас что-то в сегодняшней концертной жизни радует, впечатляет?
- Нет, хожу не часто. Вряд ли концерты сегодня меня могут удивить. Разве что когда Григорий Соколов играет...Или вот была у нас в Большом «Альцина» Генделя. Но это просто случай, зарубежная постановка...

- ...режиссер там была талантливая, Кэти Митчелл, фестивальный спектакль, из Экс –ан-Прованса...
- ...такое редко, почти никогда не бывает. Больше глубоких впечатлений дало кино, фильмы Ларса фон Триера. Музыка меняется. Все изменилось. Все стало иным. Ушли маяки. Я ведь застал время, когда еще были Софроницкий, Юдина. Гилельс. А потом вдруг Рихтер, переиграв море великих, начал играть «желтые страницы» Мясковского. Началась деградация. И она идет, длится. И ничему нельзя помешать.

- Барокко, барокко для вас и для широкой публики¸ это спасение? Есть такое словечка – «бароккобесие», обозначающее, что барокко иногда принимает формы эпидемии...
- Когда баррокко в середине ХХ века только обрело внимание, вызвало желание исполнителей и слушателей, был эффект разорвавшейся бомбы. Эти люди выглядели , как секта. Повысился уровень исполнителей.
Ведь знали, что Бах – это исполин, а Гендель тогда был в его тени. Элизабет Шварцкопф пела Си-минорную Мессу Баха, и еще участвовали знаменитые солисты, Дитер Фишер-Дискау и другие. А многие произведения Генделя они бы просто не могли исполнить. Таким образом это была в некотором смысле революция. Все развивалось, начали доставать каких-то второсортных поляков...

.- Время великих композиторов прошло, - таков ваш знаменитый тезис. Но и время великих певцов, актеров – тоже. Сегодня публике важно видеть и слышать тех, кого им показали по телевизору, о ком рассказали, что их любимцы носят, что пьют, во что одеваются. Сообщили, что «звезды» прибывают на свадебную церемонию в погребальном катафалке...
- Систему звезд в классической музыке создал дирижер Герберт Караян, все это подхватили, и сегодня Нетребко может даже не петь, или петь как-нибудь, но она бренд, и с этим спорить невозможно.

- Какая книга сейчас лежит на вашем столе? Что читаете и перечитываете?
- В основном, это вечное чтение – Пруст, Музиль, Джойс. Те книги, которые можно читать с любого места, в любом направлении.

- Ваша последняя книга называется «Это чудесный мир, не правда ли?». Мы ее увидим на вашем израильском вечере, она будет представлена?
- К сожалению, нет. Там какие-то проблемы с доставкой. А я бы хотел,конечно. Я за последние десять лет написал восемь книг. Эта книга завершает большой цикл, который называется «Книга перемен».

- Ваш концерт в Израиле, это огромное событие в культурной жизни, может, одно из главных..
- ...спасибо....
- Что бы вы хотели сказать слушателям о программе, о том, какую цель он ставит?
- Даже и не знаю...А если бы знал, и сказал, тогда зачем идти на концерт?

Вот и поговорили. С моей стороны было невероятным нахальством думать, что Владимира Мартынова можно раскрыть, хотя бы немного разгадать с помощью небольшого интервью. Но он творит, пишет, он дан нашему злому времени на радость и мудрость. Он приедет, и мы сможем послушать его, и ТатьянуГринденко, и ансамбль Opus Posth. И подумать, и впитать особый воздух поиска и таланта. Редкий, уникальный концерт – это истинное счастье. Не отказывайте себе в нем!

Инна Шейхатович
Фото Дмитрия Брикмана

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.