Почем нынче доброта?

С тех дней, когда драматический театр из Костаная приезжал к нам на гастроли (в рамках международного фестиваля «Театральный дивертисмент»), пролегло-прошумело довольно много времени.Мы пережили Хануку, Новый год, грандиозные ливни, политические штормы и штили. Январь скачет на пони мышиного цвета вперед, в драматургию неведомого. А я все не могу отключиться от мысли, что необходимо сформулировать свои впечатления, наблюдения в связи с этим театром. Со спектаклем «Кукла для невесты» по пьесе Александра Коровкина в постановке Анны Удесиани, который костанайцы показали в Израиле. В бурлящей лаве наших гостей-гастролеров, в потоке имен, в фанфарных пресс-релизах о «лучших», «грандиозных», «беспрецедентных», публике сложно разобраться , понять, кто есть кто. Театральная и музыкальная критика пасуют перед напором коммерциализации, перед диктатом кассы. «Кукла для невесты» , как ее придумал мастеровитый, понимающий законы театра, в прошлом актер Александр Коровкин, почти водевиль. В меру смешной. В меру грустный. В бедную, Богом забытую деревню судьба приводит авантюриста. Куда он едет, чего ищет - неизвестно. Нет, известно. Легких денег, а еще тех лопухов-дураков, которые сами ему эти деньги принесут на блюдечке. И – находит.

Случайно найдя письмо, он включается в сюжет, выдает себя за сына бывших соседей, местных (элемент правдоподобия тут хромает, но и в жизни так, всегда, не правда ли?). Авантюрист одет в военную форму, хромает – и ему легко расположить к себе наивных жителей деревни, мол, воевал, кровь проливал, «жду возможности поехать в Германию на лечение, а бюрократы проклятые... » и тд. Люди полны тепла и сострадания. Кормят, отдают последнее. И – даже узнав правду!- продолжают ласково и заботливо относиться к рыцарю- разбойнику. Включать его в свою жизнь. А невеста, Лиза, та самая, которая к моменту появления «Сергея» в деревне собиралась замуж¸ спорила с матерью по поводу того, стоит ли сажать куклу на капот свадебной машины, даже влюбляется в него. Сразу и на разрыв души.

В эту почти лубочную, во многом узнаваемо- фольклорную, выстроенную на очень простых диалогах и характерах пьесу, театр вносит истинное гуманистическое звучание. Словно ансамбль создателей от всей души, от какого-то неубиваемого¸ народного, древнего, как плачи и иконы, духа делится с нами живым теплом. Герои вовсе не идеальны, они благоговеют перед сильными, перед большими ( да и маленькими...) деньгами,столичные поп-звезды для них все равно что святые. Но эти люди добры – а это качество в наш рациональный, коммерческий, неромантичный век на вес золота.

Митрич и Адреевна в пьесе – классическая субреточная пара. Почти как в оперетте. Но актеры Наталья Дедюх и Олег Смирнов предлагают увидеть за трудным бытом, иронией, смехом, прибаутками и комическими ситуациями и душу, и судьбу страны, и глубокие чувства, и широкий, сложный, человечный спектр. Наталья Дедюх играет оптимистку, хозяйку, простую и не ожидающую подарков от жизни женщину. Остроумную в народном стиле. Глуповатую. Но она добра. Это глупость? Истинная правда жизни? Каждый в зале решает для себя сам...Олег Смирнов умеет за внешней чудаковатостью показать живой и глубокий характер персонажа.

Лиза (Татьяна Захарченко) – цельная, женственная какой-то очень непоказной, тихой женственностью, думающая¸нежная, смятенная в своем желании быть счастливой, устроить жизнь, семью - но вовсе не любой ценой. Полюбив, Лиза хочет отдать любимому деньги, вещи, она самоотверженная, заботливая, из таких выходят нежные Ярославны и преданные Сольвейг, но никак не жены олигархов.
Колька (Сергей Щербинин) - деревенский пьянчуга, безвольный, безбашенный, упустивший всех своих Жар-Птиц, несчастный, готовый сменять душу на рюмку. Он пытается даже собственному отцу что-то продать, чтобы купить выпивку. Актер смешит и легко, точно строит характер персонажа¸без назиданий, без морализаторства. И показывает опасность, антиобщественную позицию подобных Колек... «Сергей», этот лжегерой, «защитник родины», у актера Руслана Бушинского и обаятельный, и слабый в своем неумении жить честно. И именно он произносит смелые и злые слова о «низах» и верхах», о правде и коррупции. Режиссер Анна Удесиани глубоко, аргументированно, профессионально выстроила спектакль. Сделала его главной, ведущей темой человеческую доброту. Но и некий сарказм, грустную иронию, фарс в этой народнеой трагикомедии не забыла. Русскому драматическому театру в Костанае 100 лет. Он живет интересной творческой жизнью. А я лично хочу увидеть его снова на наших сценах.


Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.