Китайские звезды, русские волны

В эти вечера китайские сказки прозвучали с русским акцентом... Русские сказки приобрели конфуцианскую взвешенность... Нет, не так. Симфонический оркестр Ришон ле-Циона пригласил на серию концертов дирижера из Китая Мухаи Танга. И китайская культура, менталитет¸ странная, очень нездешняя – и все же интересная манера этого дирижера руководить , не руководя, были любопытны меломанам нашей страны. Мухаи Танга -лауреат всяких премий ( но это само по себе ничего не говорит, ведь, как говорил Робер Бернс, «звания людьми даются, а люди могут обмануться») . В программе этих экзотических, сбалансированных сказочностью, уникальными экспериментальными звуковыми картинами, гибридной архитектоникой Востока географического, орнаментального,вымышленного, концертов было так много экпрессии и неподдельной яркости, что они отпечатались и в сердце, и на сетчатке глаза. Моя соседка по креслам в зале Гейхал а-Тарбут в Ришон ле-Ционе воскликнула: «Это лучший концерт из всех, что когда-либо были!». Она была в восторге от оркестра, и от музыки, и от того, что программа так ярко и легко переключала наше внимание с доминирующих ритмических узоров барабанов¸маримбы, ксилофона, с царства ритма на мелодическую роскошь Римского-Корсакова. Главным героем, стержнем, художественным событием всей серии концертов с китайским маэстро Мухаи Танга стало исполнение израильским рыцарем ударных инструментов Хеном Цимбалистой музыки «Слезы природы» китайского композитора по имени Тан Дун для всевозможных ударных. Хен Цимбалиста – гений, уникум, который не пожелал в детстве играть на скрипке, пошел своей дорогой, был назван «Менухиным на маримбе». Этот музыкант превращает звуки барабанов и даже бубна, привязанного к ноге¸ в благородное, несущее радость, грусть, поэзию музыкальное свершение. Он умеет оригинально мыслить, эмоционально заряжать зал.
Без позы, снобизма, кокетства¸ музыкант колдует и царит. Виртуоз высочайшего класса, Хен Цимбалиста передает слушателям энергетику бескрайнего космоса. Партитура китайского композитора свежа и мудра. Вспомнилась мысль Конфуция «Небо и Земля пребудут вечно, а мое тело второй раз не родится». И стало светло, печально. Очень остро звуки природы, тамтамы земли и неба вошли в очарованный зал.

Сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» - как всякая программная музыка – предполагает еще и конкретный сюжет, конкретную драматургию. Но не только про корабль Синдбада и волоокие взгляды восточных красавиц, не только про джиннов и битвы рассказывает эта музыка. Наверное, одно из самых прекрасных оркестровых сочинений на свете, эта сюита катит волны и кипучую радость навстречу слушателю. Весь мир до горизонта наполнен драгоценным сиянием, на берегу детским воспоминанием Коктебеля обжигает гладкая отполированная галька. Все здесь – рассказ, для каждого свой, для всех – гипнотический, и этот ясный светлый голос солирующей скрипки, и бешеная скачка, удалая, мистическая – вот где соединяется почти кинематографическое мастерство Римского –Корсакова и его дивные гармонии...Оркестр плывет-течет широкой лавой, лирические эпизоды напевны, эленгантны, многое получается, традиционно качественно звучат деревянные духовые ( первая флейта Маргалит Гафни и кларнет Михаиля Гурфинкеля), хороши трубы, альты, достойно звучит арфа, плотно движутся сомкнувшие ряды контрабасы... «Китайский след» не повредил русской музыке.Не лишил ее острой аутентичности. Оркестр Ришон ле- Циона движется, идет интересной дорогой. Сезон летит вперед. А вы приходите – будет очень интересно!

Инна Шейхатович
Фото Мири Шамир

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.