Полет Жар-Птицы и королевы Марты

...Каждый концерт – уникальное событие. Везде, всюду. Отдельные военные учения. Чрезвычайная ситуция. Здесь нет мелочей. Особенно,когда речь идет о национальном культерном достоянии. Новый предводитель Израильского филармонического оркестра, молодой и решительный дирижер Лахав Шани выстроил драматургию очередного концерта сезона импровизационно-обескураживающе. 0н предложил адептам музыки вечерний тайфун, сложенный из Пауля Бен-Хаима, Равеля и Стравинского.

В таком вираже надо объяснять все – или не надо объяснять ничего. Сначала маэстро с экрана рассказал залу, почему он взялся за Первую симфонию израильского классика Пауля Бен-Хаима. Наиграл – с экрана же - темы. Видимо, свежего худрука вдохновил грандиозный успешный опыт Леонарда Бернстайна по пропаганде музыки. Что, в принципе, вполне достойно уважения. Симфония Пауля Бен-Хаима – сумма новых впечатлений композитора плюс профессиональная эрудиция. Композитор переехал в Палестину из Германии, где учился у Пауля Хондемита и Бруно Вальтера, приобрел авторитет¸как прекрасный пианист, дирижер, композитор.

Антисемитизм заставил егг покинуть этническую родину в 1933. В музыке его симфонии ощущаются, четко прослеживаются немецкие стилевые корни, в ней отразились достижения и блуждания европейской музыки, тут и Рихард Штраус, и Малер, да и русский волшебник Римский- Корсаков вдруг дает о себе знать, и какая-то жужжащая-летящая, будто под впечатлением от «Полета шмеля» сконструированная тема «влетает» в просторанство симфонии... Эта произведение не исполнялось с 1958- го года. Его можно оценивать и воспринимать очень по-разному, в нем,безусловно, есть манифестация собственно израильской юной музыки, ее фронда, и уважительная ученическая ориентированность на авторитеты. Она не слишком самостоятельна –но эннргична и добросовестно многословна-многозвучна.

Соль-мажорный фортепьянный Концерт Мориса Равеля – сочинение, которое на фоне любого времени всегда будет выглядеть и слушаться, как сочетание классики и предельного авангарда. Его свежесть и изощренная архитектоника, безраздельная и абсолютная гаромония, чистота, формулу которой никому не удалось вывести, заставляют сердце биться , а воображение работать.

Марта Аргерих – авторитет в мировой музыке. Ее интересную судьбу, фирменный облик (серо-желтые осенние, особым образом демонизирующие облик волосы), эксцентричные личные связи и эмоциональный стиль много раз описывали и превозносили. Королева рояля Марта играет давно и пользуется заслуженной любовью. Концерт Равеля – одна из ее коронок. В концерте Израильского филармонического эта музыка прозвучала немного застенчиво. Будто все было на «живую нитку», чересчур свободно,как бы между прочим. Тишайшее piano, которое вроде бы призвано было потрясти, своим несравненным технологическим и эмоциональным уровнем, сразить, очаровать, в некоторых местах достигало плотности и звучности тишины – то есть, истаивало вовсе. Фокусница теряла голубя, если уж использовать метафору из другого рода волшебства. Зал очень тепло принял Равеля и солистку. Не жалел сил на аплодисменты. Любовь – великая вещь, да и привережность авторитетам тоже. Немного странным выглядело исполнение на «бис» в четыре руки ( Марта Аргерич плюс Лахав Шани), которое и вовсе выбивалось из общего строя...

Потом был Игорь Стравинский, «Жар-Птица». Томная, скифско-восточная, то удалая, то вкрадчиво- демоническая, опасно-фосфоресцирующая красками (будто партитура светится, эта музыка мифического рая, в котором вполне насыщенной жизнью живут Жар-Птицы, Кощеи, чудища, добры-молодцы.. .

В трактовке, в пространстве именно этого концерта ничего подобного не было. Невнятно и довольно тускло произошел этот Стравинский. Оркестр не поразил ни стройностью, ни творческими достижениями отдельных групп. Возможно, так пожелали звезды. А- возможно!- молодому дирижеру эта светоносная птица пока не дается. Лахав Шани еще растет. Я была на очень удачных, просто превосходных его концерах, они остались в памяти, и не скоро изгладятся...Концерт с Равелем, Стравинским и Мартой Аргерич к таковым не относится. Хотя в нем и был патриотичный, возрожденный и серьезный Пауль Бен-Хаим с предварительным объяснением в духе Бернстайна. Что ни говори, а знать и беречь собственные явлкения культуры очень важно.

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.