Серо-белый ворон

Рэйф Файнс снял фильм о «русском чуде», о квинтэссенции искусства балета. О феноменальном танцовщике Рудольфе Нурееве. Михаил Барышников говорил, что душа и тело Нуреева были «проводниками неосязаемой красоты». И что он «обладал харизмой и простотою земного человека, и неприкасаемой надменностью богов». Фильм Файнса получил название «Нуреев.Белый ворон». Рэйф Файнс - британский актер, режиссер, продюсер. Обладатель премии BAFTA, премии ТОНИ, посол доброй воли ЮНЕСКО. Два раза номинировался на «Оскара», пять раз- на «Золотой глобус». Авторитетный, осыпанный наградами, Рэйф Файнс даже имеет некую связь с русской культурой, он играл Онегина в голливудском фильме...И еще на его счету роль еврея Зонненштайна в фильме Иштвана Сабо «Игра солнечного света»...Будем считать, что изначально все эти заслуги были почти что гарантией получения качественного кинопродукта. Видимо, Файнсу удалось найти российских спонсоров для картины про Нуреева. Уж очень тепло, я бы даже сказала, умильно, он говорил о своих российских партнерах на пресс-коференциях и в интервью. В роли великого Руди снялся премьер Казанского балета Олег Ивенко. Как танцовщик, он очень рядовой. Посредственный. Как актер совершенно пуст. Всегда. В любом эпизоде. Попытки изобразить значительность, внутреннюю жизнь, оригинальность, масштабную личность, которая не вписывается, не соответствует системе, провальны. Балета в фильме почти нет. Есть тени Константина Сергеева, Натальи Дудинской, Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой, Юрия Соловьева. Как фон. Намек. Использован прием, когда собственно танец стыдливо прикрывают какой-то архитектурой. Балконом,балкой. Пологом занавеса. Пируэт или напряженную статичную позу, прыжок, в общем¸собственно танец маскируют всеми способами. Камера скользит по лицам, закулисью, останавливается на каких-то мелочах. История соблазнения юного провинциала Нуреева петербургской дамой- супругой преподавателя Пушкина Ксенией(ее играет Чулпан Хаматова) выглядит пошловато-приземленной. Никакого дополнительного смысла к пониманию образа не добавляет. Так, неустроенный быт, постель на полу в огромной (хотя и «уплотненной») квартире питерских интеллигентов, горячая еда из рук моложавой, подтянутой хозяйки, ее слова «рано или поздно это должно было произойти», упавший на пол халатик. Психологизма и актерской игры – ноль.

Рэйф Файнс в роли преподавателя Александра Пушкина выигрывает неторопливостью, несуетностью. Содержательным молчанием и ностальгически- выразительным аристократизмом жестов. К слову, при произнесенном с экрана имени «Пушкин» дамочки в зале дружно ахают, мол, знаем. Хотя, вероятно, просто такова реакция на фамилию классика. Примерно так же зрители реагируют на Нуреева. А по окончании фильма спокойно выходят, перешагивая через рассыпанный попкорн и мятые фантики, не глядя на настоящего, живого Нуреева, ртутного, харизматичного, неповторимого, танцующего параллельно текущим на экране титрам... Есть еще смутная героиня Адель Экзаркопулос (как она была хороша в скандальном фильме «Жизнь Адель»!). Бледная, многозначно- безжизненная, она скользит перед глазами, как туман....И Юрий Соловьев, этот легендарный питерский танцовщик, обладатель феноменального «баллона», то есть прыжка, который словно застывает в воздухе. Его танцует и играет Сергей Полунин, и очевидно, что соловьевские записи, которые сохранились¸ оставляют Полунина далеко позади... И еще есть сцены уфимского детства, одинокого, грустного,бедного. Жалкий мальчик-скелетик у станка. И разговоры, проблемы, конфликты с КГБ. И тяжесть выбора.И молчаливое созерцание в музее. И много намеков, которые выглядят очень ханжески и глупо. Фильм сняли. Как могли. Рэйф Файнс, несомненно, старался. Сценарист Дэвид Хэйр собрал понемногу, тут и там, общие факты и свидетельства. Весьма схематично и бескрыло. Оператор Майкл Или все это снял своей камерой.

Дыхание легенды, свет танца Рудольфа Нуреева едва возникли в картине, снятой Рэйфом Файнсом. Но едва - это тоже художественный нюанс. Расстояние от истинного взлета до его инсценировки. Смотреть ли фильм «Нуреев. Белый ворон»? Разумеется. Не так часто случаются попытки снять кино о балете. Смотреть! Иначе – как узнать, что я права в своих оценках?

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.