Остров Ножниц

Люди хотят экспериментов, новизны - и боятся их. Так в моде¸еде, маршрутах, так в искусстве и политике. Инерция – мать благополучия. Или мачеха- но вполне нормальная. Логичная. Современная и молодая девочка- новация только растет, только примеряет одежки от модных революционных кутьюрье. В мире ток-шоу и подсматривания «за стекло», как самого острого вида аттракционов из ассортимента массовых зрелищ, есть театральные Робинзоны и Колумбы. И – носители корон ( эти короны сначала выковывают, делают из старых критических монографий, веяний моды и разных взаимных симпатий те, кто эти короны раздает). И изгои, которые все ищут,копают¸ растят свой колючий одинокий кустик. Кустик тянется к небу- а его ветрами, засухой, неприятием убивают. А он опять тянется...Фестиваль «Театральный дивертисмент» помогает - кроме всех прочих его целей и правил- именно кустикам. Не баобабам, не пышным розам, выглядящим как искусственнвые, как простая и недешевая резина.. Фестиваль старается представить многоликий, живой, интересный, нестоличный театр постсоветского пространства. Театр, который распадается на сегменты, ищет себя в старом и новом репертуаре. Хочет и кассу не опустошить – и сделать умный и творческий продукт. Многое в театральном королевстве идет, спотыкаясь. Но многое радует. И потом- хорошего не бывает тоннами, оно – редкость, здесь счет на караты...

Только что в Ашкелоне, Ашдоде и Ришон ле-Ционе выступил Ульяновский драматический театр имени Ивана Гончарова. Этот коллектив приезжает к нам в девятый раз.
Показывал на сценах наших городов современную мелодраму, политическую сатиру, верную подругу продюсеров уморительную комедию. В этот раз ульяновцы привезли вроде простенькую штучку – детективную игру «Ножницы». Автор – немецкий драматург Питер Портнер. Режиссер Владимир Золотарь. В спектакле заняты заслуженная артистка России Елена Шубенкина, Марк Щербаков, Александр Курзин, Артем Трохимов, Татьяна Денисенко, Николай Авдеев...На сцене –история, которая произошла в паприкмахерской. То есть – детектив¸который тут разыгрался. Была дама, которая жила над салоном, играла на рояле Рахманинова – и вдруг погибла от рук убийцы. Весь вечер на сцене идет поиск этого самого преступника.

Если бы я писала заказную статью, я начала бы с художественных свершений и полета. Как это принято и очевидно. Так не хочется. Сразу скажу, что пьеса «Безумные ножницы» (так она называется в оригинале) довольно беспомощна. Характеристики героев не читаются, никакой психологии нет и в помине, никакая логика поступков не выявляется. Материал выглядит, как непромешанное тесто. Пьеса откровенно слабая. Никому не сочувствуешь, никого не жаль. Модной, своеобычной ее сделал эксперимент. Опыт интерактивности. То есть – принципиальное участие публики в ходе действия. Опыт занимательный, провокативный, опасный. Зрительный зал – это сумма характеров, интересов, менталитетов. И сделать его спонтанным участником и творцом драматургии весьма трудно. Ульяновцы рискнули. Три города, три площадки – и очень разные спектакли. Уже не говоря о том, что все результаты расследования в «Ножницах» зависели от голосования. Зрители сами писали и выстраивали финал. Хотели обвинить красотку, кокетку парикмахершу Маркову (Татьяна Денисенко), чем-то она им не нравилась – вперед, рука поднята. Хотелось засудить вызывающе самоуверенного, респектабельного героя Марка Щербакова - флаг нам в руки. Подозрительная дама – героиня дивной Елены Шубенкиной -тоже не очень белая голубка...А уж парикмахер-гей в исполнении Артема Трохимова – это просто героический прорыв через колючую проволоку банального текста, победа перспективного и интересного актера. По ходу спектакля зрителям следовало запоминать, наблюдать, проявлять цепкую память и полное внимание. Надо сказать, что все актеры сражались и с материалом, и со зрительскими пристрастиями и клише очень достойно, темпераментно. Они укрупняли т Директор театра, «директор в абсолюте», яркая и грозная Наталья Никонорова тревожилась, руководила и была вся в спектакле. Ее лицо выдавало тревогу и радость. И – чувство непоказной ответственности за качество. У нас гостям непросто: и видели, и видят очень много, и критерии не совсем понятны, и очень мозаичные по своему культурному уровню залы. И - отклики всегда неодозначны. Совершенно точно одно: театр из Ульяновска ищет, созидает, обладает превосходной труппой, умеет экспериментировать. И мы еще увидим его на просторах «Театрального дивертисмента».

Рут Бискит

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.