В гуще жизни

Требуется определенное мужество, чтобы просто так,без явной необходимости , забрести на центральный автовокзал в Тель-Авиве. Вавилон, большая свалка, грязный огромный дом с этажами под землей, грязными лифтами, грязными лестницами. Это не экзотика – разруха. Нищий с картинно взлохмаченными волосами лежит на матрасе, из которого клочьями вылезла бурая вата. Он протягивает руку жестом короля в изгнании. Мычит что-то вроде «будьте людьми»... Равнодушно плывут мимо сборщики пустой стеклянной посуды, изможденные наркоманы, темные личности со следом порока на лицах. Двадцать лет живет в этих декорациях абсурда театр «Каров». Некоторые не верят, что такое возможно. Но на стене табличка «Театр Каров» и стрелочка. И по стрелочке ведет нас мрачный запущенный коридор к распахнутой двери. Театр – тут. В театре главный – режиссер Нико Нитай. У него был раньше другой театр. Театр сгорел, и Нико, выходец из Румынии, ученик знаменитого Михаила Себастьяна,автора прекрасной пьесы «Безымянная звезда» ( настоящее его имя было Иосиф Гехтер), пошел новым маршрутом. Нико жить не может без театра,вот он и открыл новый театр. В гуще жизни. На центральном тель-авивском автовокзале.

Каждый день Нико, похожий и на царя, и на нищего, и на лешего с венком в пышной шевелюре, катит по грязным вокзальным коридорам свою сумку на колесиках. Он полон планов. Его не пугает ни отсутствие финансирования, ни то, что на его пути плотным кордоном
сидят и лежат нищие. Он и сам словно дух этого абсурдного, фантастического места, где ежедневно вершится человеческая драма. Вспоминая яркого Михаила Себастьяна, Нико рассказывает о трагичном случае, оборвавшем жизнь 38 – летнего публициста, драматурга. Это было очень похоже на череду подобных происшествий времен сталинских репрессий: шоссе, грузовик, визг тормозов – и нет человека. Нико Нитай поставил в театре «Каров» новый спектакль - комедию Себастьяна «Последние новости», последнее произведение любимого драматурга, которое они закончил незадолго до гибели. Прошло семьдесят лет – а комедия больно жалит и актуально звучит по сей день...

...Заваленная старыми газетами комната. Редакция газеты, которая благополучно идет ко дну. Лень, тупое высокомерие, равнодушный фатализм обитателей этого «Титаника» от прессы, развал и деморализованность...Знакомо, очень даже. Сотрудники не желают думать, не желают работать. Им уже на все плевать. Даже главный редактор не читает свою газету. Никакой стратегии – только сонливая апатия. Вдохновение, долг, «четвертая власть» - пустые слова. Непонятным образом однажды в газете публикуется статья профессора-историка Андроника об Александре Македонском. В статье допущены опечатки – и некоторые имена и названия звучат теперь так, будто профессор намекает на ситуации и людей, которые не имеют никакого отношения к Александру Великому, зато очень явно приоткрывают завесу различных махинаций и подтасовок, которые имеют место в действительности. И бизнесмен (читай – гангстер, который держит в страхе и трепете весь город) берется за расследование. И расследует весьма принципиально. Беспощадно. Агрессивно. Есть в пьесе умненькая, всех перемудрившая студентка Магда,этакая героиня из народной сказки, которая в финале получает и принца ( профессора), и метафорический миллион алых роз. Есть и весьма колоритный, и суетливый демагог-министр просвещения Бренеску, который резонно кричит «кому нужно это просвещение?!Кто обращает на это внимание? Я хочу портфель министра финансов!». Из клише, из стереотипных персонажей, таких, как циничный гангстер с карманными часами на массивной цепочке, секретарша, которая исполняет любые прихоти босса, экономки, которая преданно и нежно заботится о непрактичном и необласканном профессоре, драматург и режиссер высекают живую искру злободневной сатиры. Взятки и здравый смысл, любовь и наивность – все здесь переплетено. В итоге газета остается жить. Профессор обретает разумную женушку. Гангстер (простите- бизнесмен) тоже ничего не теряет. Мы смотрим этот спектакль не как пародию и не как саркастичную зарисовку из прошлого. Все реплики и диалоги, герои и ситуации безнадежно современно. Зал сопереживает активно, бурно реагирует на происходящее на сцене. И написана, и поставлена эта история про невероятное событие из жизни прессы изящно, саркастично, хлестко. Очень хороша Моран Алон (Магда), властная, большеглазая, имитируюшая детскость и простоту, и Мартин Блюменфельд ( министр провещения), беспринципный, скользкий мздоимец, и гигант-мафиози, хозяин жизни Букшан ( Галь Исраэли), и дама-робот, из которой выбили-вытравили все живое, секретарша Вернер (Шир Шитрит)...И профессор, не-от –мира-сего, пастозный и наивный Александр Андроник ( Йоав Садовски)... Нико Нитай поставил нужный и глубокий спектакль. Спектакль про нас, про всех. Газета, которая готова вместе со всеми сотрудниками и главредом служить сильным и властным – это так знакомо, так печально...И лекарства от этой болезни нет – особенно в наши дни, когда печатная пресса умирает, сходит на ноль. Независимая пресса – прекрасный иллюзорный сон. Как жаль, что иллюзорный...

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.