Забыть Альцгеймера

...Агнес долго и печально смотрит вслед дочери. Она с трудом вспоминает ее имя, путает ее со своей покойной сестрой. Агнес вполне привлекательна, женственна, даже кокетлива. Но – больна. Она не помнит, куда они собирались с мужем идти на праздник, ставит блюдо с едой в тостер овен вместо холодильника. Мужа принимает за чужака, который проник в дом, и грозится вызвать полицию. После близости с ним, вдруг начинает называть его другим именем и говорить, что их тайный роман и печален, и прекрасен... В какой- то момент она не успевает добежать до туалета - и струйка стекает на коврик.

Пьесу «Бертод и Агнес» написала Ноа Лезер-Кейнан. В национальном театре «Габима» ее поставила Дафна Зильберг . Новая израильская пьеса. Сейчас «Габима» проводит нечто вроде экспериментального фестиваля-витрины, целенаправленного показа на сцене пьес израильских драматургов. Что и хорошо, и плохо. Позже объясню, почему. «Бертод и Агнес» - новая израильская пьеса. Пьеса о старости. Об уходе. О жизненном поражении. Наверное, прав был Ларошфуко, который говорил, что на солнце и на смерть нельзя смотреть в упор. Воссоздать клиническую картину недуга на сцене – в этом много мужества, жизненной правды, но мало вариантов художественности. Толстой с его «Смертью Ивана Ильича» тоже не дал примера такого рассказа об умирании, чтобы читателю было что ощутить, кроме ужаса, трепета, отчаяния. Хотя книга объявлена одной из вершин мировой литературы. В 2014 году был поставлен фильм «Все еще Элис», за главную роль, роль профессора лингвистики, у которой болезнь Альцгеймера, актриса Джулианна Мур получила статуэтку «Оскара». Фильм поставлен по роману ЛайзыДженовой, невролога, которая очень хорошо знает, о чем рассказывает. Фильм смотрится интересно. Отмечен глубиной, с серьезным проникновением в психологию. Но он немного ложь все равно... Пожилые супруги Бертод и Игнес ( в этих ролях выступают Дов Райзер и Татьяна Канелис –Олиер) существуют в милой обстановке, они не испытывают материальных трудностей. Все спокойно и обычно. Не богачи¸ но и милостыню не просят. Бертод написал за многие годы одну- единственную книгу, и она не имела успеха. Почти весь тираж жена спрятала на антресоль, чтобы Бертоду не было больно, чтобы его самолюбие не страдало. В семье нет потрясений, видимых бед. Дочь Галия живет отдельно, у нее своя семья. Застарелые обиды и свойственные всем детям мысли о том, что она недополучила любви, заботы, и еще сознание того, что взгляды родителей устарели, определяют ее отношение к ним. Спектакль идет в самом маленьком зале «Габимы», в зале, носящем имя знаменитого актера Иегошуа –Зэева Бертонова .. Здесь все близко. Будто и мы, зрители, находимся рядом с Агнес и Бертодом. И сценограф Шай Аарон использовал возможности, которые такая близость происходящего к зрителю дает. Столик, кровать, этажерка – все реалистичное и простое. Будто с этими вещами жили несколько поколений. Герои пытаются общаться, пытаются сохранить мужество, - у Бертода тоже повляются тревожные симптомы, он мучительно вспоминает слово «ножницы», и из зала ему подсказывают. Актриса Татьяна Канелис- Олиер играет мягко, душевно, ее Агнес очаровательно- великодушна. В ней нет ни злости, ни агрессии. Агнес старается выглядеть благополучной. На это уходят все ее силы. Так и написана эта роль, - как сумма ужасного недуга и усилий скрыть его. Элегантный Бертод ( обаятельный,всегда аристократичный Дов Райзер) полон любви к жене, сострадания. Легкие приметы усталости от долгого совместного пути тоже читаются. Совсем по- детски он показывает вспыхнувшую ревность, очень дипломатично в диалогах обходит проблемы¸которые так жестоко вторгаются в их жизнь, органично общается, по-джентльменски подыгрывает жене. Диалоги, которые для своих персонажей написала Ноа Лезер-Кейнан, неоспоримо плоские и банальные. Характеры не развиваются, наше знание об этих людях не углубляется. Сюжета нет, ни одна линия не доведена до ннекой точки, не выверена. Будто туман, в который уходят супруги, витает над текстом. Временами зал смеется – но как-то неискренне. Попытки создания эффекта трагикомедии не удались. Галию играет Мики Пелег – Ротштейн. Умная, тонкая, яркая актриса она просто изобретает рисунок, типаж. Искусственно. Нарочито. Ей явно не хватает материала. И Галия органично молчит, насупленно и тяжко, что-то такое себе думает, горячо и зло ввязывается в какую-то пустую дискуссию ни о чем. Актриса делает все, что можно, а хотя сделать тут ничегго нельзя.

Пьеса «Бертод и Агнес» - откровенно слабая. Она не расширяет границы сознания, не открывает новые черты и краски в том странном клокочущем вареве, который назыаается жизнью. Я обещала сказать, почему на мой взгляд марафон- показ публике израильской драматургии чем-то хорош, а чем-то плох. Хорошо – и это очевидно – тем, что можно увидеть этот потаенный сад – израильскую драматургию. Плохо, потому что выбор всегда хаотично-субъективен. В нем, как правило, нет логики. И результат обреченно предсказуем. Но я все равно советую пойти в «Габиму» на нровый спектакль, пойти на «Бертод и Агнес». Актеры хороши. Ощущение сострадания – как благодатной мысли, эмоции, возникнет. Как знать, может . вам этот спектакль подскажет нечто, что так долго и упрямо отвас ускользало?

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.