Грусть & тоска

В Израиль пришел модный английский драматург Дункан Макмиллан: в театре «Бейт-Лесин» режиссер Рони Пинкович сконструировал «Люди, места&вещи» по его пьесе. Перевод Идо Риклина. Спектакль оставил ощущение холодного и злого осеннего дождя. Где-то в далеком европейском городе. Где в тумане, при свете скарлатинных фонарей лица расплываются, как сквозь слезы.

На пустой сцене двое, мужчина и женщина, ведут разговор. Если бы не имя «Нина» и не ее слова «я-чайка», мы бы никогда не догадались, что это последняя встреча Заречной и Треплева из «Чайки» чеховской пьесы.

Пустота на сцене - манифест, прием. Когда участники спектакля выкатывают кровать или выносят стулья, пустота все равно сохраняется. Пусто на душе у главной, по сути, единственной героини – актрисы без имени. Она и Нина, и Эмма, и Сара, и Люси. Снова и снова, из ниоткуда, она приходит в лечебницу попросить помощи. Не хочет отвечать на вопросы, не хочет ни с кем всерьез взаимодействовать. Она живет – звучит, как застрявшая пластинка в те времена, когда пластинки были. Так всегда и

ведет себя во всех своих кино- и театральных работах Мегги Азарзер. Актриса волевая и жесткая, лишенная красок и никак не принимающая во внимание других. Когда она сыграла в телесериале «Русалки», было абсолютное ощущение, что ее снимали одну, а всех остальных вмонтировали- добавили потом. Она не бывает разной, теплой, задушевной, ее темперамент выражается в скорости речи, точнее- в скороговорке. Это утомляет. Даже иногда раздражает. И к театру ( да и к кино) имеет очень формальное отнощение.

Нина-Эмма и тд. сводит счеты с родителями. Постоянно. Они ее делали несчастной. Не понимали. Не вникали в ее тонкую душу и не считали важным делом ее тягу к театру. Она страдала – а потом подсела на наркотики. Трагично. Действие спектакля организовано как череда никак не связанных эпизодов: то угар дискотеки, то групповые занятия с психологом, - даже тут Сара-Эмма умудряется быть над всеми, никогда не слушать, никого не брать в расчет. Зваучат нарочито- многозначные диалоги обо всем и ни о чем. Персонажи будто все время идут параллельно, мимо, не к другу , а прочь, в сторону. Искусственное напряжение, бесчувственные эскапады протагонистки мешают понять дажу первый план, первую и главную мысль пьесы: наркотики - это зло. Внутрь драмы «актриса- наркотическая зависимость» вмонтирована подтема,второй план, побочная партия. Это театр. Его колдовство. Игра света, видео, сценическое движение. Смена масок. Героиня - актриса, она нам показывает историю. Свою, чужую. Будто все можно рассмотреть как опыт вживания в роль. В актриса Люси обращается к залу, спрашивает «ну, я была в порядке? Я была убедительна?», и выходит новая кандидатка, «аудишн» продолжается. При всем уважении к театру, при всей любви к нему, жизнь многограннее, страшнее, безоговорочней. Лечите боль в реальности. Ищите выход наяву. Чехов и Дункан Макмиллан – хорошие и актуальные драматурги. Особенно Макмиллан. Но статистику молодых людей, принимающих наркотики и приносящих страдания и себе, и близким, и обществу, одним театром не победить. Если только вообще можно победить.

Художник – постановщик Кинерет Киш умно и экономно создала образ пустоты, холодного безжизненного пространства. В нем играют- живут, лечат и лечатся. Пляшут. Это словно логотип. Формула. Орна Сморгонски нарядила всех этих людей-тени монотонно-стильно. Актеры, занятые в спектакле, стараются играть то, что сыграть почти невозможно. Наама Шапира (доктор, мама, псиахолог) и Йорам Толедано ( Пол, отец) почти сумели, зависли между абстрактным, на что-то пустовато намекающим текстом –иглавной героиней, пустоту и безжизненность олицетворяющей.

Многозначительность и искусственная высоколобость перемудрили себя. Сами себя поймали в ловушку. Нам предложили посмотреть про бессмысленность, ярость, пустыню одиночества. Нам бы еще про победу смысла. Про свет в конце туннеля. Или про то, что человек все же звучит гордо. На сцене и вне ее. «Люди, места&вещи» - сага о пустоте в подлунном мире. И наркотики просто ставят свою страшную точку под мощными софитами. и мы выходим из театра в ночь. Думать.

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.