О ФУТБОЛЕ С ЛЮБОВЬЮ…

В России завершается ЧМ по футболу, продолжающийся уже около месяца. Осталось только две игры, матч за 3 место (Бельгия против Англии) и финал (Франция против Хорватии), которые состоятся уже после завершения работы над этим выпуском нашего издания. Прокомментировать еще не завершившийся ЧМ редакция попросила Заслуженного артиста России, страстного болельщика футбола и консультанта нашего издания Михаила Пархомовского, с которым дружба связывает редактора «Э.В.» Михаэля Рабиновича уже более 20 лет.

-- Что вы можете сказать о чемпионате мира по футболу 2018 в России?
-- Ну, во-первых, сбылись мои предсказания, опубликованные в «Э.В.» № 632 от 17.06.2018, где я сказал, что «Можно ожидать любого результата, вспомните только, что в 2004 году Греция неожиданно стала чемпионом Европы». Правда, другие мои ожидания не оправдались – ни Германия, ни Испания, ни Португалия, ни даже Бразилия не попали в четверку полуфиналистов. Тем приятнее было испытать чувство гордости за сборную России, которая сумела выйти в четвертьфинал, выиграв в 1/8 у сборной Испании. Многие сомневались в том, что российская сборная способна показать достойный результат, выйти из группы, а затем хоть что-то противопоставить испанцам. Но футболисты доказали обратное, тем самым привлекая на свою сторону ещё больше фанатов.

-- Так вы, оказывается, фанат сборной России?
-- Ну, фанат это слишком громкое слово, я просто очень люблю футбол. И как Заслуженный артист России не мог не болеть за российскую сборную. Которая, кстати, выйдя в 1/8 финала выиграла у сборной Испании, чего никто не мог предполагать. Но проиграла сборной Хорватии в четвертьфинале, причем по пенальти (это к тому, что англичане в полуфинале проиграли хорватам по игре со счетом 1:2) – финалисту ЧМ-2018 и возможному чемпиону мира, я и такой результат не могу сбрасывать со счетов. Поэтому сборная России п/р Станислава Черчесова, находившаяся до открытия ЧМ лишь на 70-м месте в рейтинге ФИФА, сделала, на мой взгляд, невозможное. Хотя как только ее не ругали и не осмеивали в многочисленных анекдотах, некоторые из которых были опубликованы и на страницах «Э.В.».

-- Что было, то было… Расскажите лучше, как вы – скрипач, в прошлом художественный руководитель ансамблей скрипачей Москвы, Сибири и Израиля - пришли в футбол?
-- Все началось в 1952 году при моем поступлении в Бакинскую консерваторию. На одном из экзаменов – коллоквиуме - тогдашний ректор консерватории композитор Кара Караев задал мне лишь один вопрос: - Как ты относишься к футболу? На что последовал мой ответ: - Как к второй скрипке моей жизни! Больше вопросов ко мне не было, и я был принят на первый курс струнного отделения. Объясню, почему мне был задан такой вопрос, причем, кем – самим Кара Караевым… К футболу Караева привлек его учитель – Дмитрий Шостакович, у которого молодой тогда азербайджанский композитор учился в Московской консерватории. Это стало уже легендой, ведь самый известный композитор ХХ века был страстным болельщиком, посещал матчи, публиковал статьи о футболе и даже пробовал свои силы в качестве арбитра. Стадион он называл единственным местом в стране, где можно громко говорить правду. Кстати недавно в Москве состоялась презентация альбома фотографий «Шостакович и футбол: территория свободы». Свою любовь к этому виду спорта, композитор выразил и в музыке. Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал два произведения, которые называются "Футбол". Первое произведение ‒ это номер из балета "Золотой век", написанного в 1929 году, второе ‒ было написано в 1944 году. А один из лучших его учеников, Кара Караев уже в Баку был страстным болельщиком бакинской команды «Нефтяник», приводя с собой на стадион не один десяток студентов и преподавателей консерватории. Так и я попал в команду болельщиков Кара Абульфасовича.

-- А вы часто ходили на стадион?
-- Конечно – на все игры бакинского «Нефтиника». Но, к сожалению уже нет многих людей, с которыми я ходил в свое время на стадион в Баку, который сегодня носит имя Тофика Бахрамова – судьи международной категории, обслуживавшего матчи ЧМ по футболу 1966 года в Англии. Тогда Тофику Бахрамову была оказана честь стать одним из судей финала ЧМ, в котором сборная Англии выиграла у сборной Германии со счетом 4:2. Я прекрасно помню этого человека и, будучи в Баку в феврале 2018 года, я посетил Аллею почетного захоронения, где, среди других выдающихся сынов Азербайджана, похоронен и Тофик Бахрамов. К его памятнику я положил букет цветов.

На той же аллее, недалеко от Т.Бахрамова похоронен и Анатолий Банишевский, в прошлом нападающий бакинского «Нефтчи» и сборной СССР. Кстати, Банишевский вместе со своими одноклубниками Эдуардом Маркаровым и Казбеком Туаевым, также играли за сборную СССР в Англии в 1966. Напомню, что в борьбе за третье место сборная СССР проиграла сборной Португалии со счетом 1:2, победный гол в ворота советской команды тогда забил непревзойденный Эйсебио. В этот же год команда «Нефтчи» стала бронзовым призером чемпионата СССР и я, как болельщик, ездил со своей любимой командой в Минск и Донецк, где проходили заключительные матчи чемпионата СССР. И Толе Банишевскому, поклонившись, я положил букет цветов и, по еврейской традиции, камешек.

-- А кто еще из музыкантов был или является футбольным болельщиком?
-- Из тех, кого я знаю, это композитор Арам Хачатурян, который также был болельщиком футбола, но его предпочтение было отдано… правильно – ереванскому «Арарату»! Известен своей любовью к футболу и замечательный пианист, лауреат международных конкурсов Денис Мацуев, который на вопрос: - В каком жанре была написана партитура матча Россия-Испания?, ответил так: - В жанре «Болеро» Равеля. Из нарастающего «ничего» - вулкан, кульминация, взрыв! Кульминация — это пенальти... Вот такая история! Любил смотреть футбол и Муслим Магомаев, с которым меня связывает не одно десятилетие дружбы.

Из современных российских певцов приверженцами футбола являются Лев Лещенко, Вячеслав Добрынин, Алексей Глызин, Николай Трубач, Александр Градский, Виктор Зинчук, Валерий Сюткин и Стас Михайлов, который стал автором песни «Спартак - чемпион!». А Валерий Кипелов, один из основателей рок-группы «Ария», и вовсе написал гимн команде «Спартак».

Из тех людей, с которыми был знаком, отлично помню писателя Льва Кассиля, автора замечательной книги «Кондуит и Швамбрания», которой я зачитывался. Он, не выдержав напряжения во время финального матча ЧМ по футболу 1970 года (закончившегося победой бразильцев над сборной Италии со счетом 4:1), получил обширный инфаркт и умер. Итальянский актер Альберто Сорди, насколько я помню, был также страстным болельщиком футбола, настоящим «тиффози». Мой друг, профессор Московской консерватории по классу скрипки Эдуард Грач, один из последних Народных артистов СССР, бросает все во время футбола, его просто невозможно оторвать от телеэкрана.

-- Всем русскоязычным любителям футбола известен «Футбольный марш» композитора Блантера, вызвавший шум в прессе в связи с авторскими правами… Что вы можете об этом сказать?
-- Футбольный марш написан советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году, он традиционно звучал на футбольных матчах в СССР. Он также звучит сегодня на матчах чемпионатов России и на других футбольных турнирах на территории бывшего СССР. Марш был написан Блантером по просьбе известного спортивного радиокомментатора Вадима Синявского. Первым мелодию услышал композитор Дмитрий Шостакович. Полная продолжительность композиции - 1 минута. В СССР он обычно исполнялся в двух вариантах: с «позывными» - при выходе футболистов на поле, без «позывных» и с изменённым окончанием - после завершения игры.
Насколько я знаю, в 2009 году с футбольным маршем был связан конфликт между Российской футбольной премьер-лигой и Российским обществом по защите авторских прав, которое потребовало от футбольной ассоциации за использование «Футбольного марша» 0,2 % от суммы, полученной от продажи билетов на матчи. Внучка и наследница композитора Татьяна Бродская через своего официального представителя подтвердила, что марш был написан в дар футбольному сообществу и, следовательно, его исполнение на матчах РФПЛ является бесплатным. На этом конфликт был исчерпан.

-- А что вы знаете о современных гимнах, которые пишутся к каждому чемпионату мира по футболу? Много ли классических музыкантов принимали участие в их исполнении?
-- Впервые официальный гимн появился у футбольного мундиаля в 1962 году, тогда чемпионат принимала Чили. Но только в 1978 году к созданию гимнов для мирового футбольного первенства FIFA стали привлекать все более значительных персонажей из мира музыки. Гимн аргентинского чемпионата 1978 года создал Эннио Морриконе. Это была инструментальная композиция с вокализом, которая очень хорошо запоминалась и, безусловно, настраивала на победный лад. Композитор Морриконе находился тогда в зените славы: как раз в 1978 году он получил «Оскар» за музыку к фильму Терренса Малика «Дни жатвы».

В 1982 году для ЧМ в Испании впервые привлекли оперную звезду – представителя страны-хозяйки чемпионата и преданного футбольного фаната Пласидо Доминго. В легкой оркестровой теме Mundial прослушивались непременные для «большой испанской песни» мотивы корриды, и в этом, конечно, прочитывались аналогии с футбольным противоборством.

В 1990 году чемпионат мира принимала Италия. Накануне финального матча в термах Каракаллы впервые дали концерт «Три тенора»: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас. Запись этого концерта «Трех теноров», стала самым продаваемым в истории альбомом классической музыки. Коллектив выступал перед финалами ЧМ еще трижды - в 1994, 1998 и 2002 гг. На фото: Каррерас, Паваротти и Доминго перед концертом 1998 года.

В 1994 году чемпионат мира впервые прошел в США. А самой популярной песней этого ЧМ стала «We Are The Champions» группы Queen – это уже, практически, как классика.

К 2002 году уже было ясно, что тэг «гимн чемпионата мира» прекрасно работает, и для первенства в Японии и Южной Корее придумали уже целых четыре песни. «Героический» трек записал греческий композитор Вангелис. После этого, насколько я знаю, классические композиторы и исполнители к созданию и исполнению гимнов ЧМ по футболу не привлекались.

-- А на прощание..?
-- А на прощание хочу сказать следующее: если великие композиторы и музыканты связывали свою судьбу с футболом, беззаветно любили этот вид спорта, значит в этом они что-то находили… И это ставит замечательную игру на один уровень с музыкальным исполнительством. От себя же хочу пожелать всем любителям футбола, чтобы эта игра всегда оставалась красивой, мужественной и результативной – такой, как мы ее любим!


*Интервью перепечатанно с газеты Эйлатский Вeстник

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.