Свет над полем боя

Иерусалимский Театр танца показал в зале тель-авивского международного центра Сюзан Далаль новую работу. Она называется «Времена войны». Хореограф Эяль Нахум ( он же художественный руководитель этой маленькой труппы) придумал высказывание-манифест¸ танец-экскурс. И посвятил его 70 –летию страны. «Времена войны» - почти хроника. Танец –символ. В нем сочетаются эстетизм, смелость и горячая новаторская энергия, голос Бен-Гуриона, О , этот голос с характерным произношением мы узнаем из тысяч, обычные приметы нашей жизни (оружие, сирены, танк...). Это танец про нашу страну. Танец – судьба. По сцене движется танк. Мятый, игрушка¸ из него – как роза – выплдывает девушка. Амазонка. Воительница. И мы опять осознаем: у войны нелепое, нечеловеческое, неженское лицо. А еще – как антитеза вечному бою и солдатскому маршу! – после обстрелов и атак возникает изысканный балетный дуэт, который вне истории¸ вне сирен, речей политиков, вне реалистических, легко читаемых метафор. Его дивно, роскошно, вдохновенно исполнили Агарь Маман и Ангус Холь. Большой шаг, красота скульптурных поз, нежность и величавая грация артистов-«классиков» украсили «военную» картину, сделали «Времена войны» любопытнее. Богаче. Чем шире спектр – тем больше возможностей у артистов. Хотя, если честно, «военные» аллюзии балетмейстера немного прямолинейны. Танец-модерн, условная данс-пантомима про войну, подборка криков-жестов-всхлипов, имитирующая атаку, действия бойцов, уже давно стали прошлогодней программой. Учебник постарел. Страницы пожелтели. Это было, все, многократно. Мы уже такое видели. Переживали. Здесь трудно быть первооткрывателем. Поиски Эяля Нахума - это пока только поиск, подступы, разведка боем, можно сказать. Эксперимент на пути к эксперименту. Язык танца вполне узнаваем. Ползки, общий ход, ставка на личностный эмоциональный момент проживания темы¸ истории – все интересно, все динамично. Но не очень эксклюзивно. Новизна не в языке, она в интонации, с которой танцовщики подают танцевальный текст. Танцовщики Эяля Нахума вообще, как говорят специалисты танца о мире танца и его рыцарях, вполне дансантны. Элевация, прыжок, поддержки – весь этот лексикон классических текстов¸ великих творений, балетных фолиантов про Аврору, Одетту¸ Эсмеральду, Китри, здесь ярко и молодо воспроизведен. Классика вырастает из агрессии¸ из топота и лязга, она –камертон.

Она – высота. Эталон. Немного плоско? Мы же не знаем, это ли имел в виду хореограф. Но так читается, так воспринимается. Музыка, соединенная из сочинений, песен Хавы Альберштайн, Дины Вашингтон, Ареты Франклин, Брайана Ино, создает подвижный портрет, изящный звуковой код. Это пульс жизни, рамка для танца-рассуждения. Парни и девушки лежат на полу. Как в поле с автоматами. Грустно. Знакомо. Современный острый и короткий рассказ о воюющей стране смотрится на одном дыхании, а это уже удача. «Времена войны», спектакль-манифест, спектакль – реплика к юбилею страны. Важная. Значительная. Многообещающая. Будет ли у этой реплики – метафоры прокат? Какой ее найдут зрители, любители танца и новички? Что будет с компанией «Иерусалимский театр танца»? Не постигнет ли ее грустная судьба многих наших начинаний и намерений? Я так и не смирилась с тем, что погиб¸ умер хороший балет в Нес-Ционе и еще несколько интересных коллективов. Да и ситуация в Израильском балете кажется мне драматичной, опасной... Танцуйте, иерусалимцы, в все времена искусство дарит надежду. А война - что ж, ей не победить наш танцующий народ, мы все равно созхраним свою культуру. Свои таланты и свой живой дух. «Времена войны» оборачиваются светом и дыханием танца. Да будет так!

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.