Английский парень в жаркую погоду

Наша погода – просто фантастика. Один сплошной катаклизм. Камни Яффо в день премьеры пылали огнем. Небо будто раскалилось докрасна. Яркая веселая толпа детей с родителями стекалась к театральному подъезду. В театре «Гешер» играли в этот день новый спектакль. «Гулливер». Пьесу-адаптацию по мотивам прославленных путешествий, придуманных Джонатаном Свифтом. Лаконичную и вполне детскую историю написала Нога Ашкенази. Очки –АR ( «улучшающие реальность», от фирмы ARSHOW) нитью Ариадны собирались нас, и детей, и взрослых, повести в неведомые дали. И они свою задачу выполнили...

«Гешеровский» фантастический «Гулливер» - первый в своем роде опыт сочетания на израильской сцене хорошего театра и технологического космоса. Дети сегодня просто не мыслят, не живут, не радуются вне технологий. Тихий ручеек рассказа, тонкость игры актеров, увлекательный сюжетный ход – все это бледнеет на фоне динамики и срывающей крышу головокружительной всесильности техники. В присутствии западни компьютерной игры. Плохо это, ужасно, опасно, грандиозно - ничего уже не важно. Оценки вторичны. Мир идет туда, куда он идет. И нам с этим не поспорить. Вероятно, лучший вариант – использовать эту ситуацию так, чтобы она приносила как можно меньше вреда.

Театр с его классической старомодностью формы, с незаменимым и уникальным образом актера в центре, с непосредственным обращением к залу здесь и сейчас, словно изначально отрекается от новшеств и технологического диктата. И это его беда. «Гешер» потому и «Гешер», театр – сталкер, театр- астронавт, что легко идет на эксперименты, на поиск новых путей. Бесстрашно и азартно. А возглавил новацию режиссер-лидер, режиссер- явление. Худрук «Гешера» Евгений Арье.

В спектакле для детей по мотивам «Гулливера» Свифта от сатиры, философичности, развенчивающей власть и общественные пороки язвительности, не осталось ничего. Ни следа. Это и понятно. Джанатан Свифт не писал свои книги для детей. Создатели детской версии использовали в «Гешере» только блеск фантазии великого дублинца, оттолкнулись от его сюжетов.

И вот уже мы в школе. Декорации Михаила Краменко роскошные, безоговорочно театральные, словно весь опыт, эстетику человеческую собравшие вместе, они - идеальная платформа для прыжка из школы в просторы новых знаний и приключений. Костюмы Юдит Аарон – и умные, и функциональные. Музыка Фаустаса Латенаса – как волнующие позывные чудес.

Спектакль начинается - и мы знакомимся с чудесной учительницей (всегда органичная, точная, харизматичная и любимая Наташа Манор, ее прическа-вентилятор – гениальная деталь, кто придумал –тому браво! ), с ее учениками, с родителями. Девочка, дочка Гулливера, побывала с отцом в далеких неизведанных краях, видела то, что в ее одноклассник путешествовал совсем в другие страны - и не верит ей. Дети непримиримо ссорятся. В школу вызывают папу девочки и маму мальчика. Папа-Гулливер клянется, что дочка ничего не выдумала. Зал надевает волшебные очки – и улетает в сплошную фантастику. К лилипутам и великанам. Чтобы научить зрителей пользоваться очками, перед спектаклем дается подробный инструктаж. Детям эта форма, этот язык технологий понятны и интересны.

Эльдад Привес – Гулливер играет романтика, человека, который живет немного вне времени и социума. Вернее, в сверхсовременном мире. И его воздушный шар, волшебная палочка – это технология. Компьютер. Сила технологий помогает рассказать удивительные вещи. Удивить. Стать могущественнее. Совершенствовать воображение как важный инструмент познания. Разумеется, бесчеловечность общества, дикость человекозверей, абсурд судов, официальной морали, бессовестность политиков и тому подобные вещи в этом детском технологическом пространстве высмеять не получится. Да и задачи такой нет. Спасибо папаше Свифту за очарование выдумки. За нестареющее обаяние придуманных образов. Гигантский кот, пытающийся обидеть человечков-мышек, крошки-солдатики, бездумно марширующие до обморока, королева- великанша, которая безмерно глупа, лицемерный льстивый шут...Много всего интересного можно взять в книге этого грандиозного писатея, даже если копнуть только верхний пласт...

Дети в зале были очарованы. С ними говорят здесь на правильном языке. Театр – чудо всех времен. «Гешер» в ряду тех, кто не готов отдать его свет и правду. Очки так очки- важно, что юным будет здесь нескучно и полезно проводить времыя. Что театр их притянет. Околдует. И уже не отпустит.

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.