Французская сказка о великом чуде

.. Лесом, страшным маршрутом идет эта история. Мрачно светятся зеркала. Фея размахивает крыльми-перьями. Надо свершить подвиг. В финале все будет светло и празднично, и будут танцевать гости в чудесных, поистине сказочных костюмах, и Красавица станет женой Принца. Именно так и завершаются сказки, даже самые жестокие и трудные. Чудовище возвратило себе человеческий облик. Человек-принц изменился, больше он не будет высокомерным и злым. Постарается не быть...

Израильский балет показал спектакль «Красавица и чудовище». Хореограф Дэйвид Никсон. Декорации Дункана Хейлера ( облегченную, более динамичную версию леса и замка создал авторитет, израильский сценограф Саша Лисянский).

Была такая старая сказка фрацуженки Лепренс де Бомон, и море версий – подражаний. В том числе перевод-пересказ, по сути плагиат Сергея Аксакова...И вот опять ( четыре года назад этот спектакль уже был!) мы смотрим «Красавицу и чудовище».

...Легкий, милый Отец ( Лудовико Диобальдо) мирно живет ( танцуя, как вы понимаете) в свое доме. Три дочери украшают его дни. Две кокетки, модницы ( прекрасные, запоминающиеся современные фанатки моды, трендов Лена Розенберг и Тамар Сандлер-Горен). Третья сестра – другая. Она чуть в стороне. Задумчивая¸ тихая мечтательница. Влюбленная в книги. Знающая, что книги делают умнее и лучше. И именно она в трудный час пошла вместо отца к чудовищу. Была готова пожерствоваать собой. И полюбила его не за внешность ( кроме страха – что можно, казалось бы, было ощутить, глядя на чудище...), и поверила в то, что «самого главного глазами не увидишь»... И плясали в темном колдовском замке чудесные, совсем не страшные монстрики, подающие Чудищу и Красавице питание, и проносились две феи – Хорошая и Плохая, как две стороны, два крыла судьбы...И цветок, знак колдовства, жезл, напоминающий о том, что жизнь, любововь и человечность все равно победят, возникал то в руках Принца, то в лапах чудища, то над ложем-лепестком Красавицы.

В моем спектакле, в тель-авивском Центре сценических исккусств, партию Красавицы исполнила Виктория Дородни. Она изысканно грациозна, ее прыжок вспыхивает и застывает высоко над сценой, руки выразительны, отношение к роли, к партнерам преисполнено уважения. Виктория- Красавица лишена манерности и величия, хотя она истинная прима, королева сцены. Прекрасные пропорции, чистые поющие линии ее тела, эмоциональная наполненность завораживают публику. Она по-детски мила, по-женски пленительна.
Она – героиня сказки и современница, которую видишь совсем рядом, в автобусе, у фонтана или на берегу моря с книгой... Принц – Людвиг Испирян техничен¸ значителен, он рыцарь и владыка. Смолюбивый и самовлюбленный в начале, нежный и очарованный в финале. Принц – яркая личность, думающий, харизматичный. Он не просто помощник балерине в ее головокружительных взлетах и вращениях, он – соратник, собеседник. Друг. Воплощение ее грез.

Центр драматургии¸ эмоциональный, эстетический центр - Чудовище. Я видела в этой роли Амита Ярдени. Танцовщик подчиняет всю техническую сторону партии актерской задаче. Он перевопощается абсолютно, бесконечно. Надо увидеть, пережить то, как он страстно, благоговейно, восторженно касается Красавицы.

Как превращает их дуэты-диалоги в тонкую ткань признания, надежды, печальной исповеди. Он склоняется перед ней¸как перед божеством. Танцовщик преподносит хореографию, как личный танцевальный текст, проживая каждый миг остро и сильно. Он словно растворяется в музыке ( а музыкальная канва подобрана изумительно – и Сен-Санс, и Пуленк, и Франк, и Бизе, и Дебюсси словно цветением живого сада окружают этот балетный рассказ). Чудовище тянется к красоте, греет рядом с ней душу, воспаряет в ее небо. Актерская и танцевальная работа Амита Ярдени превосходна!

Безупречна и огненно- сокрушительна злая Фея ( Лиор Хорев). Она в каждый шаг и жест вкладывает энергию, ее колдовство –не каприз и не злая воля, она карает за гордыню и злобу, она, по сути, вершит некую свою, недобрую, но вполне объяснимую стратегию. И прыгает, и ворожит, и воюет она мощно, грозно, блестяще.

Добрая Фея (Ребекка Олфетен) – нежна и лирична. И – непреклонна. Она точно знает, что люди победят, победит в них их лучшее начало. Чары рассеются. Любовь , та, которая «движет солнце и светила», восторжествует. Она не колдует - она взывает к людским сердцам.

И будет дивное адажио. В котором так высоко будет вознесена победа. И любовь. И будет свадьба – как цель, подтверждение победы, жизненная мантра. Как всеобщий, легко читаемый символ счастья и благополучия. Даже детям, которые еще сами и не читают как следует, это сразу понятно. Свадьба – значит, все хорошо. Человечество всегда создавало клише. Их океаны. И само тонуло в этих сомнительных водах. И снова искало формулу, и вытаскивало из сундука старые. И боролось со своими же мельницами за призрачные цели. Они всегда рядом - боль и свет, любовь и одиночество, надежда и отчаяние. Старая умная сказка жива. И нет ей конца. Только что вышел в мировой прокат американский фильм «Красавица и чудовище». Картина дорогая. Там много трюков, спецэффектов, грандиозные панорамы, толпа массовки, навязчиво вторгается мюзикл с его шаблонами и законами... Не буду критиковать заморскую продукцию, не о ней речь. В Израиле сегодня есть то, о чем много лет мечтали многие. Свой балет. Хороший. Интересный. На мировом уровне. Слава и честь Берте Ямпольски и Гилелю Маркману, создавшим его. И всем поколениям артистов. И педагогам. И замечательной балерине, педагогу, мечтательнице, несравненной Нине Гершман. Она недолго, ярко и результативно была худруком труппы – и лично мне ужасно жаль, что она покинула этот пост. Нет, не жаль – это горько и несправедливо. А на сцене останется свет. И сказка. И воплощение смелой мечты. Балету- быть. Зритель понимает – и будет понимать еще больше. Сердца будут расти. Притча о Красавице и Чудовище. Кому-то же надо любить и чудовище...

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.