Жизнь стоимостью в доллар

Ему все это знакомо не понаслышке: долги, необходимость всегда, постоянно думать о квартирной плате, дешевые вещи, дешевая, не имеющая вкуса еда... Американец Дэвид Линдси –Эбер родился в бедном квартале, мама работала на фабрике, отец – на рынке. Его очень рано увлек театр. Фантазия, тонкость натуры, привязанность к искусству сделали свое дело. Он начал писать пьесы. И к нему пришел успех. И бедность, голодо остались позади. Однажды лауреат Пулитцеровской премии, номинант на премию Тони, признанный мастер написал пьесу «Хорошие люди» ( «Good People»). Возможно, герои пьесы имеют реальных прототипов. В Израиле, в Хайфском театре ее поставил Ицик Вайнгартен. Перевод и редакция Асафа Ципора. Сценограф Фрида Шохам. В финале зрители плачут. Хотя и не в связи с художественным потрясением.

...Бедный район. Люди с трудом сводят концы с концами. Маргарет одна растит дочь-аутистку. Работает в магазинчике, где все товары продаются за доллар. Приказчик Стив увольняет ее за систематические опоздания, - она занята дочерью, помощников нет.

Другой работы ддя Маргарет не найдется, денег нет, будущего нет. Мы знакомимся с героиней в момент отчаяния – и так же, в горький момент, с ней расстаемся. Горизонт не стал ближе. Пустота... В роли Маргарет выступила очень известная, уважаемая, титулованная актриса Аси Леви. В первой сцене, в первом же диалоге со Стивом Маргарет ведет себя бестактно и самоуверенно. Она со смехом рассказывает начальнику эпизод, который приключился с его покойной матерью. По всему видно, что Стиву это неприятно.

Он пытается перевести разговор – Маргарет непременно желает рассказать случай полностью. Очевидно, что Стив слышит историю про выпавшую у матери из кармана рыбу ( мать жила в нищете – и воровала продукты в супере) не впервые. Стив перебивает и говорит, что Маргарет уволена. Так вроде решило еще более высокое начальство. Она в панике. Соседки- подружки сооветуют Маргарет пойти к Майклу, с которым она встречалась в юности, Майкл вырвался из страшного района, из нищеты, стал врачом, выгодно женился... Маргарет решается на эту встречу. Идет в его клинику. Майкл в недоумении. Зачем она пришла? Что ей надо?

Потом Маргарет приходит к нему домой. Хотя Майкл сообщил ей заранее, что вечеринка, на которую она так хотела попасть, отменилась. Следует большая и диковатая сцена, по ходу которой Маргарет без перерыва говорит глупости, ерничает, ставит в неловкое положение и Майкла, и его жену, темнокожую милую и добрую Кейт. Маргарет бестактна, ее лицо, и реплики, и движения выражают крайнюю степень зависти. Она этого даже не скрывает. Зал сочувственно вздыхает. Зал на ее стороне. А я нет. Мне вовсе не кажется ( и пусть феминистки бросят в меня камень!), что двух месяцев, в течение которые парень и девушка были близки, достаточно, чтобы придти в его дом и вести себя вызывающе. Чтобы говорить колкости его жене. А она-то как раз была готова помочь Маргарет с работой. Майкл, которого трясет от хамства Маргарет, в итоге указывает ей на дверь. Хотя она пыталась обьяснить ему, что она растит их общего ребенка , о котором он ничего не знал. И опять, понимая, что феминистки съедят меня вместе с моими мнениями, скажу: все это было сделано неверно, грубо, жестко. Словно Маргарет действует вопреки здравому смыслу специально. Хамит, издевается, обижает. И вызывает раздражение. И драматург, и режиссер, и актриса стараются культивировать в нас нечто светлое, теплое, сочувствие, сострадание к Маргарет, а я не могу ей сострадать. Что-то мне мешает. Динамичная, экспансивная Аси Леви все время совершает движения. Она ни минуты не пребывает в покое. Двигается голова, двигаются руки, плечи, коленные чашечки. Маргарет словно пребывает в пляске святого Витта. Черты ее лица искажены, ее бьет истерика. На это трудно и неюутно смотреть. Хотя,повторю, это качественная и яркая актриса.Рисунок роли она выбрала неудачный... В какой-то момент Стив ( Урия Яблоновски), тот приказчик, который ее уволил, выиграет в бинго – и отдаст выигрыш Маргарет. Закудахтают подружки- доброхотки, и зал опять выдохнет облако умиления- гуманизма. «Есть ли такое понятие _»Хороише люди»? – спросит журналист у режиссера Ицика Вайнгартена. Он ответит неконкретно, что-то про людей, которые вроде хорошие, но хотят жить с достоинством. В спектакле ( мы говорим о спектакле, а не о пьесе, о готовом продукте) «хороших людей» почти нет. В каком-то смысле Стив. Да Кейт.

Бедные люди с трудом обнаруживают в себе благородство и доброту. Так думает драматург? Так считает режиссер? Возможно. Хотя от этого больно и тяжело на душе. Послушаю-ка я Моцарта, творившего в нищете свои шедевры чистого золотого света...

Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.