История одной фотографии

У многих людей есть в жизни главная фотография – детская, свадебная, армейская или с кем-то из близких. Такая фотография обычно висит в «красном углу» квартиры и на ней часто останавливается взгляд, возвращающий в прошлое. Есть такая фотография и у меня. Сделана она 45 лет назад в Баку после концерта моего московского ансамбля скрипачей в красивейшем здании города – в Азербайджанской Государственной филармонии имени Муслима Магомаева. На фотографии я со своим любимым учителем и другом, доброй ему памяти, Кара Караевым.

Кара Абульфас оглы Караев (1918-1982) – выдающийся азербайджанский, советский композитор, ученый, педагог, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, академик, лауреат Ленинской и государственных премий СССР и Азербайджана. Среди его произведений балеты "Семь красавиц" и "Тропою грома", симфоническая поэма "Лейли и Меджнун" и многое другое. Как пишет музыковед Рейхан Алиева «Музыка Караева перешагнула в ХХI век и продолжает волновать слушателей своей красотой и совершенством». Для меня он просто Учитель, мастер - Уста, сделавший из студента Азербайджанской консерватории имени Узеира Гаджибекова музыканта и патриота Азербайджана.

17 июня 1975 года ансамбль скрипачей Московской филармонии, создателем и художественным руководителем которого я являлся, первый раз гастролировал в моём Баку в концертном зале Азгосфилармонии, одном из лучших концертных залов Советского Союза. Здание построено в 1912 году для Общественного собрания города. Прекрасный фасад органично сочетается с великолепным внутренним убранством. Высокие своды, замечательная акустика, ряды мягких кресел создают атмосферу подлинного Храма Искусств. Играть здесь настоящая радость для музыканта и обидно, если на каких - то концертах не все места заняты. Я опасался, что буду играть в родном городе в неполном зале, но на подходе к филармонии увидел большую толпу людей, ожидающих открытия у массивной входной двери. Выхожу со скрипкой на сцену, смотрю в зал – аншлаг! Здорово! Как утверждали бакинцы – такого полного сбора не было давно. Завершение каждого музыкального произведения зрители встречали оглушительными аплодисментами, а в конце отделений стоя приветствовали музыкантов. Но самой большой радостью для меня было присутствие в зале моего учителя - директора Азгосконсерватории Кара Караева. После исполнения ансамблем во втором отделении сюиты из его балета «Тропою грома» я пригласил маэстро подняться на сцену. Публика неистовствовала! Был просто гром аплодисментов. Бакинцы долго не хотели отпускать своего кумира.

Когда концерт закончился, директор Азгосфилармонии Народный артист Азербайджана Шамси Бадалбейли пригласил нас с Кара Караевым к себе в кабинет. Была очень приятная беседа и он предложил нам сфотографироваться вместе - увековечить встречу двух поколений бакинцев. И эта фотография, и память о тех аплодисментах всегда со мной, а мне уже 86!

18 мая 1982 года именно из здания филармонии бакинцы во главе с Гейдаром Алиевым провожали великого композитора и музыканта в последний путь.

С ансамблями скрипачей я ещё 8 раз гастролировал в Баку, вплоть до февраля 1988 года, когда мы с ансамблем скрипачей Сибири в период Карабахских событий закрывали Всесоюзный фестиваль «Музыка ХХ века», посвящённый 70-летию Кара Караева. Я участвовал в юбилейных торжествах в Баку в честь 70, 90 и 100-летия своего Учителя и в юбилейном вечере в Иерусалиме в феврале 2018 года, отчет о котором «Шагающий тропою грома аплодисментов» опубликован в американском журнале «Новый рубеж» . Всю жизнь дружу с сыном композитора - профессором Московской консерватории, Народным Артистом Азербайджана Фараджем Караевым.

Находясь в Баку, я всегда подхожу с цветами к дому, где жил Кара Караев и где сейчас музей его имени, к прекрасному памятнику около знаменитого кинотеатра Низами и к его могиле в Аллее почетного захоронения.

11 февраля 2020 года исполнилась моя заветная мечта – я передал директору Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана в Баку госпоже Алле Байрамовой собранную мной нотную библиотеку - 232 партитуры ансамблей скрипачей.

В «Марше нефтяников Каспия» (музыка Кара Караева на слова Михаила Светлова) поётся:
Баку, вереницами вышек вставай,
Дворцами всё шире раскинься!
Великой любовью к тебе через край
Наполнено сердце бакинца!


И моё сердце наполнено любовью к родному Баку и великому бакинцу Кара Караеву!

Михаил Пархомовский, бакинский израильтянин, Заслуженный артист России, создатель и художественный руководитель ансамблей скрипачей Москвы, Сибири и Израиля
Июнь 2020 года

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.