Азербайджан: Литературно - музейный Баку

Столица Азербайджана славится не только своей кипучей музыкальной жизнью, но и богатыми литературными традициями. Первый памятник, который я увидел во время прогулки по городу, был памятник великому азербайджанскому поэту Низами Гянджеви в парке его имени. Он родился в городке Гянджа в 1141 году и там же скончался в 1209 году. Его отец был родом из Кума (Центральный Иран), а мать - дочерью вождя курдов. Несмотря на то, что Низами создавал свои произведения на персидском языке, в 30-ые годы ХХ века, когда в Азербайджане торжественно отмечалось 800-летие со дня его рождения, он получил статус национального азербайджанского поэта. Самое известное его произведение – это поэтический цикл «Хамсе», состоящий из пяти поэм – «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-наме», которые я в далекой юности прочитал с огромным удовольствием.

Сюжеты из этих поэм высечены на барельефах памятника Низами, выполненного скульптором Фуадом Абдурахмановым и установленного в 1949 году. Памятник представляет собой бронзовую шестиметровую статую поэта, поставленную на 9-метровом восьмигранном пьедестале из красного лабрадора. Кроме пяти поэм, Низами оставил после себя небольшие стихотворения, называемыми газелями. Вот одно из них:

Где похитительница сердца, что так непостоянна, где?
Казну уносит вор открыто, а зоркая охрана где?

Я так отстал от каравана, что потерял его следы,
А где скакун мой легконогий, вожатый каравана где?

Всю ночь я у дверей жестокой томился, словно верный пес,
Коль нищий я, - где ж подаянье? Награда от желанной где?

О Низами, пора подумать перед уходом в мир иной,
Где добрых дел твоих припасы, коль час пробьет нежданный, где?


Я побывал в находящимся рядом с памятником Музее азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви, основанном в 1939 году и расположенном в красивом здании в восточном стиле бывшей гостиницы «Метрополь». Среди ценнейших экспонатов здесь можно увидеть рукописный список поэмы Низами «Искандер-наме», датированный 1418 годом, и миниатюры конца ХУ века к другим его поэмам. Большой интерес представляют экспозиции, посвященные другим крупнейшим азербайджанским писателям – Физули, Вагифу, Ахундову, Натавану, Мамедкулизаде, Джаббарлы, чьи статуи установлены на фасаде здания. В музее хранятся портрет Низами, выполненный Г.Халыковым в 1940году, и работы других известных азербайджанских художников.

Особенно полно азербайджанское изобразительное искусство представлено в Национальном музее искусств Азербайджана, расположенном в двух соседних старинных зданиях недалеко от Президентского дворца. Основанный в 1936 году, музей спустя 7 лет получил имя видного азербайджанского театрального художника Рустама Мустафаева. Я с большим интересом познакомился с коллекцией античного и средневекового искусства Азербайджана и с творчеством азербайджанских художников Х1Х-ХХ веков М.Эривани, М.Навваба, Б.Кенгерли, А.Азимзаде, С,Саламзаде, М.Абдуллаева, А.Гаджиева, Т.Тагиева, Т.Салахова, Г.Халыкова, С.Бахлулзаде, Т.и В.Нариманбековых, в полотнах которых во всех красках предстает красота азербайджанской земли. В Национальном музее также имеются разделы русской и западноевропейской живописи (Италия, Фландрия, Голландия, Франция, Германия, Испания), искусства Древнего Египта и превосходная коллекция старинных азербайджанских ковров.

Возвращаясь к литературной жизни Баку, надо сказать, что она тесно связана с именем великого русского поэта Сергея Есенина, который шесть раз приезжал сюда. Первый приезд поэта в Баку состоялся в августе 1920 года, когда он прибыл в город со своими друзьями Анатолием Мариенгофом и Григорием Колобовым и тогда же закончил поэму «Сорокоуст». Потом Есенин приезжал в Баку несколько раз осенью 1924 года по приглашению главного редактора газеты «Бакинский рабочий» Петра Чагина. Наиболее плодотворным оказался пятый – весенний визит поэта в Баку, где он пробыл с 31 марта по 25 мая 1925 года. Есенин очень мечтал тогда побывать в Персии, но это было невозможно, и по совету тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана С.М.Кирова его поселили на даче убитого нефтепромышленника Мухтарова в Мардакянах (ныне Дендрарий) с огромным садом, фонтанами и восточными изысками, что создало бы иллюзию «Персии в Баку». Именно здесь поэт написал свой знаменитый цикл «Персидские мотивы», в котором есть стихи «Шагане», посвященные девушке, приносившей ему каждый день на дачу молоко. Перед отъездом Сергей Александрович, тронутый оказанным ему теплым приемом, сказал бакинским друзьям: «Ходя по улицам Баку, я не чувствовал за собой тени… Это моя вторая родина». Свою любовь к городу он выразил в стихах «Прощай, Баку», которые посвятил брату Чагина Василию Болдовкину, работавшему в Персии. В последний, шестой раз Есенин приехал в Баку 27 июля 1925 года со своей женой Софьей Андреевной Толстой (внучкой Льва Толстого) и вновь поселился в так полюбившихся ему Мардакянах. В городе он подружился с местным поэтом Вахидом и любил слушать игру на таре.

В 1975 году, когда отмечалось 80-летие русского поэта, в бакинском доме, где он жил, был открыт мемориальный музей Сергея Есенина, который я не мог не посетить. Здесь представлены старые издания поэта, мебель того времени, картины, и, конечно, рукопись стихотворения «Прощай, Баку!». Вот эти стихи, на которые Муслим Магомаев в 2007 году написал песню:

Прощай, Баку! Тебя я не увижу
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе.
И чувствую сильней простое слово «друг».

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!
Хладеет кровь, ослабевают силы.
Но донесу, как счастье, до могилы
И волны Каспия, и балаханский май.

Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму…
Чтоб голова его, как роза золотая,
Кивала нежно мне в сиреневом дыму.


Я также нашел время побывать в грандиозном Центре Гейдара Алиева, который является еще одним современным символом Баку. Построенный на проспекте Алиева по оригинальному проекту архитектора Захи Хадид, удостоенной за него премии «Дизайн года» (2014), и торжественно открытый сыном Гейдара – нынешним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в 2012 году. Центр, имеющий белый цвет, по форме представляет собой волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землей. Он включает в себя Конгресс-центр, музей третьего президента страны Гейдара Алиева и выставочные залы, где размещаются выставки «Шедевры Азербайджана», «Мини-Азербайджан» и др. Кроме Центра, в Баку построен Дворец имени Г.Алиева, перед которым президенту установлен памятник.

Вячеслав Давыдов


Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.