Нина, Мауро, Эдит... или "просто" балет.


Танцевать – значит утверждать
Джеймс Браун, знаменитый американский музыкант и певец


Необычные люди, всегда сверяющие свои жесты и повороты, свои прыжки и арабески с зеркалом, как с волшебным окном в мир совершенства. Идущие вперед говорящим шагом, плывущие на пуантах, абсолютно далекие от цен на рынке и осенней слякоти. Люди, всегда укрощающие собственное «я» и собственное тело. Я говорю о людях балета. О тех, кто знает: этому миру необходима красота. Просто как воздух. Недавно фотограф Джордан Мэттер осуществил особый творческий проект: он снимал людей балета на узорчатых перилах мостов, возле знаменитых соборов, у витрин с авторитарной рекламой, на снегу... Поющие, грациозные, целомудренно обнаженные, они на снимках Мэттера венчают телефонную будку и взрывают тьму столичного ночного города тонкими чистыми лучами прерасных тел. Глядя на такое тело очищаешь мысли о т суеты)...И понимаешь: именно это есть главная драгоценность искусства. Истинная жемчужина ве стран и времен. Человек. И дворцы не затемнят его живую красу...



Я смотрю на свою героиню. Балерину и педагога, элегантную Нину Гершман. В ней так явно и одухотворенно запечатлелась профессия¸ что чудится: она – та, что украшает дворцы и мосты. Она была одной из самых ярких солисток Израильского балета за всю его историю. .. Удостоена многих наград и титулов. Ей требовательная, строгая основательница Израильского балета Берта Ямпольски посвятила спектакль «Ни-На», а недавно Нине Гершман вручили премию министерства абсорбции, премию, которая носит имя Юрия Штерна. Уже три года Нина возглавляет балетную школу. И с декабря 2016 года является художественным руководителем Израильского балета.

На разных этапах нашего знакомства мы беседовали в разных ситуациях, в связи с различными поводами –накануне премьер¸ после поездки в Торонто на грандиозную программу «Звезды ХХIвека», а вот в ранге художественного руководителя Израильского балета я вижу Нину Гершман впервые. Новое лицо руководителя главного классического балета страны, новые спектакли, явление на балетной сцене легендарной Эдит Пиаф – вот о чем мы повели разговор.

- Итак, как вы пришли в этот кабинет, в это кресло?

- Да я в кабинете почти не бываю- то уроки, то репетиции...Все шло постепенно: я была заместителем худрука, когда был Идо Тадмор. Потом была соруководителем ( вместе с Мате Мореем). Момент, когда я стала худруком, совпал для меня с прекрасным событием творческой жизни – я делала редакцию шедевра Мариуса Петипа «Спящая красавица». Этот балет – мечта всей моей жизни. Мое очарование¸ мой восторг. С того момента, когда я маленькой девочкой увидела по телевизору «Спящую» на сцене Мариинского театра. С Ириной Колпаковой в главной партии...
- ...вы же однофамильцы...

- да, моя девичья фамилия – Колпакова. И это на меня, наверное, тоже повлияло...

- «Спящая красавица»- масштабный спектакль, так его задумал Петипа. Как вам удалось соотнести первоисточник с реалиями нашей страны? В чем была ваша главная задача?

- Мы, безусловно, должны считаться с тем, что труппа Израильского балета не велика. И наша публика не приучена смотреть длинные балеты, нет традиции. Да и зрители – в основном, дети. Моей задачей было сделать балет, который длится полтора часа, но при этом не расплескать красоту гениального создания Петипа. Кажется, получился красивый спектакль.
- Есть ваша личная линия трактовки образов?


-
Я всегда не очень понимала спектакли, в которых фею Карабос танцует мужчина. Даже многие знаменитые танцовщики выходили в этой партии. И всегда подчеркивали, что она ужасная, уродливая, чудище такое. А я думаю, что правильнее, когда Карабос танцует балерина, и когда она вполне хороша собой- ведь она фея, зачем ей пугать своим видом? Я видела фильм-балет, в котором Карабос танцевала Наталья Дудинская, и это было прекрасно, там редакция Константина Сергеева, и в начале, в прологе появляется фея Карабос, и силы зла сообщают о себе, а потом появляется фея Сирени, и понятно, что победа будет за силами добра... И мы в своем спектакле тоже так сделали...



- Вы довольны результатом?

- Спектакль получился красивый, с очень качественным светом, с прекрасными костюмами. Мне кажется, мы показали, обозначили ту высоту, тот уровень настоящего классического балета, который и требуется, чтобы увлечь, очаровать зрителя, дать ему манящее балетное блюдо. В зале, возможно, сидят такие же девочки, какой была я, когда влюбилась в этот спектакль на всю жизнь...

- Есть у меня такой вопрос: а почему вашим кумиром в партии Авроры стала именно Колпакова? Разве Максимова не была лиричнее, одухотвореннее?

- Я увидела «Спящую» в шесть лет. И она меня перевернула, заворожила. Ирина Колпаковав была в самрм расцвете... А Максимова – она, я думаю, опередила свое время, вообще сказала новое слово в балете, свое, совершенно особое слово... А если говорить о нашем спектакле, то мне кажется важным продолжить традицию русской балетной школы, вагановской академии – и выводить на сцену учениц, девочек, которые учатся в нашей школе. Они набираются опыта, видят старших товарищей на сцене, глубже вникают в профессию.

- Высокая, эталонная классика балета, вся эта совершенно божественная чистота линий – и рядом ваша новая работа – спектакль «PIAF», балет в честь великой французской певицы, тем более странный, что речь о вокалистке, я бы еще поняла, если бы это был рассказ о Кшесинской, Тальони, Гран, Дункан...

...но именно в этом и заключена сила балета, его магия – танцем можно рассказать обо всем! Пластика, драматургия тела, танец – сильнейшие и универсальные выразительные средства. Мир помнит и любит песни Эдит Пиаф, ее трагичная, яркая,
взрывная жизнь всегда представляет неизменный интерес, Пиаф – пример для любого творческого человека, она бесконечна...
«Пиаф нужна всем – и наша Пиаф танцует!»

- Как возникла идея - и как шла работа над спектаклем?

- Автор идеи, инициатор проекта – знаменитый танцовщик, мировой авторитет, в недавшем прошлом худрук Израильского балета Идо Тадмор. Он предложил нам для ежегодного фестиваля искусств «Авив» поставить новый спектакль¸ посотрудничать с итальянским хореографом Мауро Астольфи. Он имеет очень хороший послужной список¸ создал в Италии труппу SpellBound Dance Company (« Очарованный танец») , много и с успехом преподает и ставит. Астольфи сказал, что можно сделать спектакль о Пиаф. Работа была очень трудной, очень интересной. Мауро взял песни Пиаф, соединил их – для того, чтобы передать состояние души – с музыкой Арво Пярта и Филиппа Гласса. Он уважительно и серьезно работал с нашими артистами. Я как-то наблюдала - после репетиции «PIAF», когда ребята должны были быстро перестроиться, репетировать классику – он смотрел на них с огромным интересом, очень одобрительно. Я видела его восхищение. «Пиаф» они репетировали в носках – а тут встали на пуанты, и вдруг перенеслись в другой эстетический, эмоциональный мир...

- Мы же всегда знаем, что балетные, классические танцовщики могут с успехом танцевать модерн, а артисты, не получившие специальной подготовки, классику, вариации Китри, Солора, Авроры, Дезире станцевать не смогут...Кто же смог воплотить образ Пиаф в балете?

- Наша Лена Розенберг! Она очень яркая, интересная танцовщица, талантливая актриса. Ей высота и накал чувств Пиаф оказались близки. Она истинная Пиаф!

- Мне доводилось интервьюировать Лену Розенберг. Она удивительно многогранный, очень своеобразный человек, ее интересы не ограничиваются балетом, она неординарно мыслит, такие люди, такие артисты не часто встречаются...

- ... и в спектакле о Пиаф воплотились очень важные и оригинальные черты ее личности...

- Ниночка, как работал Мауро Астольфи?

- Его метод, его приемы работы напоминают живопись импрессинистов. Вблизи видны мелкие мазки, штрихи, общая картина выявляется¸ когда чуть отступаешь. Он сначала ставил, репетировал без музыки. Потом ввел музыку – и все срослось, совпало¸ и возникло дерево будущего спектакля. В постановке заняты такие наши солисты, как Владимир Дорохин, Леор Хорев, Ноа Коэн. На аккордеоне играет в спектакле Салит Лахав. Поют две девочки, номинантки музыкального проекта «Музыкальная школа» Рони Мадуал и Лиан Биран. Премьера на фестивале «Авив» в Ришон ле-Ционе состоялась. Прошел спектакль в тель-авивском центре сценических искусств. И вот 11 июня танцуем в Хайфе ( зал «Аудиториум»).

- О чем вы мечтаете? Что в ваших планах? Куда пойдет Израильский балет?

- Я мечтаю о многом, многого бы хотела. Хотела бы , чтобы у нас возникли и «Онегин», и «Манон», и «Дама с камелиями», и балеты Баланчина...

- Что же мешает?

-Дорого купить права на постановку. Это сегодня очень непросто. Без помощи¸без дотации балету не выжить. И это страна должна понимать...

- Кто-то из правительственных чиновников¸ министр культуры была на ваших спектаклях?
- Нет, насколько мне известно, нет. Пока не были.
- Ваши дети не танцуют?

- Нет, возможно, это их счастье...дочка служит в армии, сын еще школьник. Дочь, видимо будет врачом, как папа... Я вполне довольна, что не лишила детей детства...

- Как проводит досуг худрук Израильского балета Нина Гершман? Что она себе покупает, чтобы поднять настроение? Блузки, туфли, посуду...

- Я стараюсь смотреть все, что касается танца, балета. На досуге мы с мужем ходим на спектакли российских приезжих театров. Мы любим театр, и нам его не хватает¸такого, к которому привыкли. Ходим в кино на премьеры. С детьми. Покупаю я себе одежду в стиле «спортивно- элегантный». Блузки, сумки¸пиджаки...

-Недавно мы были за границей- и я купила себе шляпу, с большими полями, с элементами соломки – во французском стиле...видимо, Пиаф меня вдохновила. И вы очень точно угадали, что я люблю красивую посуду. Мне нравится ставить на стол элегантные, подходящие к облику, атмосфере, эстетике дома вещи. И вот еще. Мы ездили в Голландию, и пошли там на балет «Баядерка». Я мечтаю этот дивный балет поставить для наших артистов. В Голландии был хороший спектакль. А я сидела и думала: мои танцовщики не хуже, пожалуй...

Фото балета - Ирена ТАШЛИЦКАЯ
Специально для AZIZnews Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.