Балетная гордость Святой Земли

Балет рифмуется с полетом. Так высказался поэт Андрей Вознесенский. Балет – феномен бестелесности. Это искусство, которому нет равных по точности. Все новации здесь – на безукоризненной выверенности действий всесильного тела. А телом, как говорила великая Плисецкая, можно выразить все...

Балетное искусство в Израиле – прекрасный нонсенс. Как костры на льду. Его вроде здесь быть не может, оно вроде как противоестественнно. А оно – есть! И порода бесстрашных творцов и пропагандистов балета у нас есть возникла, появилась, редкая, малочисленная – но уникальная! Среди уникальных одна из наиболее сияющих и отважных - Надя Тимофеева. Дочь грандиозной российской балерины Нины Тимофеевой, московская принцесса, очень талантливая балерина и хореограф, которая прошла в жаркой стране, в вечном городе Иерусалиме много трудных дорог. Она стойко и преданно руководит Иерусалимским балетом. Потому что город, страна без балета лишены чего-то важного. Юные балетные танцовщики из Иерусалима выступают на серьезных международных площадках, получают одобрение специалистов. В собственной стране балетный зритель еще только формируется, проходит путь становления. Он многого не знает, о многом судит по абсолютно небалетным меркам. Ему иногда трудно понять, почему в балете не говорят. Или – почему у танцовщиков такие костюмы...Но спектакль за спектаклем, зал за залом – и все ярче блестят глаза новых балетоманов, и их все больше.



И вот афиша позвала в город Гиватаим, в «Тиатрон Гиватаим» на вечер- гала, на большое балетное действо Иерусалимского балета.

...Седьмой шопеновский вальс в исполнении Марии Селектор и Александра Шевцова обозначит уровень и сюжет: приношение классике, живое дыхание В «Шопениане», шедевре Михаила Фокина, этом эталонном по чистоте линии, по изысканности романтического настроения порхающем спектакле, требуется каноническая точность. Прохлада и нарядное благородство поз, поддержек, словно застывающих пируэтов служат гармонии. Этот номер – живой музей. И исполнители донесли благоговение светлого чувства, истинный свет романтизма. Нежность, которую, соединившись, несут музыка, движение, вдохновение.

Балет «Дочь фараона» - тоже музей. Роскошный. Память о русском французе Мариусе Петипа, о драме первой постановки этого экзотического балета, когда в снежной Москве все были на нервах, и сроки поджимали, и композитор Цезарь Пуни в гневе разорвал клавир, и обожаемая городской публикой и самим директором театров итальянка исполнила партию ожившей мумиии... Пришел ХХI век – и французский хореограф Пьер Лакотт вернул из зазеркалья этот танцующий и пригрезившийся Египет, и Надя Тимофеева восстановила его версию для своих солистов. Мири Лапидус и Михаэль Шнайдер танцуют Па-де-де из «Дочери фараона» торжественно и грациозно. С той мерой свободы, которая свойственна юным израильтянам во всем. Это, можно сказать, фирменный знак. Это они привносят и в балет. Танцоры и в вариациях, и в коде были элегантны. Поэтичны. Современны.



«Видение розы» на музыку Вебера - еще один прекрасный мини-балет Михаила Фокина. Мария Селектор и Мейтар Басон показали в этом номере умение жить в театральной форме, играть спектакль, очень короткий по времени – и очень эмоциональный.
Стефан Делатре ( художественный руководитель немецкой труппы «Делатре данс Компани») поставил на музыку Михаэля Гордона яркий номер «Охота». Ави Лернер танцует с таинственными существами, которых предельно загадочно изображают Анаэль Затейкин, Мири Лапидус, Сарра и Дана Лемперт, Ясмин Грин. Остинатное биение музыки, очень эффектный узор шагов, агрессия и лирика ( как «Пятьдесят оттенков серого» - в танце), волны скрытого сюжета – все органично и смотрибельно.

Надя Тимофеева не только одаренный педагог и хореограф, она и очень серьезный интерпретатор текстов. В этом у худрука Иерусалимского балета проявляется особый вкус и чутье. Мне хорошо помнится смелый и полный байронической бесприютности опыт постановки «Манфреда». Для того, чтобы представить последнюю встречу Татьяны и Онегина из романа в стихах Пушкина, она выбрала музыку Первой баллады Шопена. Насыщенную страстями и безумно красивую. Мария Селектор и Александр Шевцов танцуют-проживают в этой сцене всю историю героев романа. Мария Селектор не играет взрослую рассудительную генеральскую жену Татьяну. Она – девочка, влюбленная до безумия¸ многословная в жестах и порывах. Не повзрослевшая ни на йоту. Очарованная. И Александр Шевцов – Онегин очень хорош. Страдающий, умоляющий, сожалеющий о прошлом – и гордый сегодняшней любовью. Финал этого маленького спектакля звучит, как тихий взрыв. Когда плачут бесшумно, утратив надежду, исчерпав слова...

Интересны были в программе и миниатюры «Tancici Dum» ( «Танцующий дом в Праге» ( хореограф Одед Ронен, музыка Брамса) ), и великолепная барочная «Глория» на музыку Вивальди в постановке Асафа Бен-Шитрита. Живой и нарядной, очень соответствующей молодой энергии труппы, ее звонкой и упрямой душе выглядит хореография Василия Вайнонена. В Па-де-де из «Пламени Парижа» Анаэль Затейкин и Ави Лернер летели вперед упруго и легко, с тем невзвешиваемым бесстрашием, с которым люди делают революцию – и сгорают в ее огне. Об этом балет Бориса Асафьева. Об этом танцуют иерусалимские мастера танца.

Венчал этот большой праздник, бенефис Иерусалимского балета джаз-барочный (Бах плюс трио Жака Лусье), фантастически гипнотизирующий «Бег», в котором хореограф Надя Тимофеева играет и шутит, приносит дань восхищения великой музыке Баха, всесилию и анархии джаза. Молодости и самоуверенности. А без них трудно, невозможно созидать израильский балет. В зале на этом гала-спектакле был аншлаг. И было много молодых, юных и маленьких. Малышка с заколкой-ромашкой тихо призналась мне:
- Я тоже буду так танцевать! В таком красивом платье!

Я ей верю. Будет! К слову, костюмы этого вечера заслуживают особых восхищенных слов - такой красоте любая труппа позавидует. Думаю, эта грань таланта Нади Тимофеевой придает дополнительный блеск хореографии, технике, мысли. Иерусалимский существует, вопреки всему – это ли не чудо Святой земли?

Специально для АЗИЗ Инна шейхатович

Фото предоставленно автором

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.