В театре, как в жизни !? Он ее любил, она его любила...

...Она не хочет проводить воскресные часы за постылым семейным обедом в материнскои доме... Они спорят по поводу нежеланной беременности...Он уходит. В такую же рутину. Или не уходит. Или это она делает шаг в сторону. Или они остаются вместе – и снова, всегда ритуалы, привычки, книга перед сном, гости и заботы о дочерях, долг, болезни, совместные отпуска...Все женатые люди проходят этой дорогой, все могут добавить черты и черточки в коллективный портрет. «Все счастливые семьи счастливы одинаково...» - веско уронил Толстой. И все начали повторять. И тема – неисчерпаемая! –крутится старой пластинкой на игле человеческой жизни.
Режиссер Гилад Кимхи поставил сценическую версию одного брака – и символичную метафору многих и многих людских союзов. Основу, диалоги дал Бергман. Великий и баснословно свободный от любых клише швед Ингмар Бергман был многократно женат. Его любови и браки перетекали друг в друга, как перетекают друг в друга темы в симфонии. Быстрые, медленные, бурные, затаенные.

Он перелистывал сцены жизни, как перебирал песок на берегу моря, там, где построил себе главное, самое надежное и потаенное пристанище. Его фильмы и тексты вновь и вновь исследовали одиночество человека: от первых детских надежд и разочарований до фатальной и покрытой мраком пустоты финала... Пересматривая сегодня бергмановские ленты, понимаешь, как мало касается искусства да и души человека эта жестокая гидра – прогресс...

Театр Бергмана, да и тот его отголосок, который родился в «Гешере», гораздо локальнее фильмов гениального и абсолютно неповторимого шведского гения. «Сцены из супружеской жизни» - это витраж из двух створок. Окно в супружеский космос. Спектакль для ярких и своеобычных мастеров. Для Эфрат Бен-Цур и Итая Тирана. Актеров, наделенных в равной мере и интеллектом, и чувством. Их рельефность и оригинальность заставляют зал почти два часа не дышать, с замиранием сердца ловить каждое слово.

Проживать с героями каждую паузу. И совершенно замечательно, что этот театр-диалог, театр- взрыв, напряженный, захватывающий, грубоватый местами¸ пронзительный, как свист пущенной из лука стрела, возник на сцене «Гешера». В обычных, нарочито бытовых, ничем не примечательных декорациях ( сценограф Эран Ацмон заставил их кружиться – кухня, спальня, кабинет в университете, тренажерный зал, все это вехи, ступеньки, кирпичики жизни, карусель, на которой кружатся он и она, долго, трудно, монотонно, до головокружения...) идет поток сцен. Статисты – их шестеро, они подают рубашку, выкатывают чемодан, кровать, расставляют книги и пр.- тоже здесь. Они и с героями спектакля – и не видны, как невидим воздух, которым дышат.

Герои – на авансцене, все это - о них. Они встретились, построили семью, родили детей – и дни стали похожи на работающий механизм. Обеды с мамой ( от них уже просто тошнит), праздники и будни¸от которых ломит в висках... Механизм заведен. От его диктата некуда деться. Он и Она в одной лодке. И тут – бах!- муж встречает другую. И механизм разладился. Что-то пошло не так. И разговоры стали иными. И все наперекосяк. Не лучше – кромешнее. Но живее. И ритуалы побоку. Но привычка, эта извечная замена счастию, держит, тянет, колет в сердце. И Она, устав от одиночества, к которому трудно привыкнуть, от свободы, которую некуда употребить, потерянно и обреченно роняет бывшему мужу после трудного разговора : «Останься на ночь...». Странно, ведь все эти вехи давным – давно растиражированы. Это было, у всех, у многих. Но – в театре волшебно и торжественно многие люди в тишине зала очарованно молчат. Слушают.

И все звучит свежо и исповедально. Будто мир взрослых, неромантичных ( а люди¸как правило, совсем неромантичны, и это истина!), обыкновенных супругов предстает уникальным и беспримерным. Полным важных, подспудных, полифоничных страстей. Мелодий и подголосков. Как писал и дышал Бергман. Вдохновляясь музыкой. Пускаясь в длинный путь. Исследуя супружескую ( читай- человеческую – жизнь)...Эфрат Бен-Цур и Итай Тиран показывают, как меняются их герои. Долго, принципиально, мощно. Меняются интонации, ритм речи, характеры. Он из аккуратного, буржуазного денди превращается в человека, не знающего ответов, да и вопросов, по сути , не знающего...Она движется от благопристойной, скучноватой (но и немного скучающей, наделенной обязанностями и правами дамочки к этакой изломанной женщине-вамп, которая способна нарушить законы благопристойности, и вообще уже не знает, как надо – и надо ли...Они расстанутся – но не разминутся. И будут идти, бежать, надрывая душу, обманывая, обманываясь. По жизни и по беговой дорожке. С досадой. Потом – без напряга, почти легко. Пойдите в театр – и вы все увидите!

Эфрат Бен-Цур играет так мощно и густо, взахлеб, что, пожалуй, нет такого партнера, который бы ей не уступил на ее ультимативной дороге. Она – первая, крупная в своих больших и маленьких шагах, страстях, побах, крушениях. Если бы не было с ней рядом на сцене Итая Тирана. Потому что он – как дивный драгоценный инструмент, этот чуткий, ртутный, громогласный актер. Достойный противник. Техничный и эмоциональный. Думающий. Покоряющий интеллектом . Бергман как-то написал, что нельзя творить легкомысленно и натужно. Возможно именно в этом правда и полетность спектакля, в котором впервые соединили стили и силы два театра – Камерный и «Гешер».

И сыграли вместе, вместе прожили, проживают гносеологию супружества две мегазвезды – Эффи Бен-Цур и Итай Тиран. Ни легкомыслия, ни натуги здесь нет. Есть сильный заряд творчества¸увлеченность, живой нерв, мозаика из двух равновеликих театральных личностей. Режиссер, который умеет быть молодым и мудрым одновременно. И хороший, качественный материал. По воплощению которого можно убедиться: наш театр движется, дышит, его тайное оружие – блестящие актеры. Будем же их любить, носить на руках, кричать «Браво!».
Они заслужили наш восторг.

Специально для AZIZnews.ru Инна Шейхатович
Фотографии предоставлены автором

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.