"Призраки и живые" - грустная иерусалимская повесть…..

На экраны нашей страны выходит фильм Эйтана Аннера «Очень тихое сердце». Картина стала победителем международного кинофестиваля «Темные ночи» нынешнего года в Таллинне.

Лучшей актрисой эстонского соревнования была названа израильтянка, исполнительница главной роли в этой грустной иерусалимской повести Анна Букштейн. Если попытаться найти созвучный этому фильму по духовной интонации, по стихийному порыву ввысь, в небеса музыкальный вектор, то вспоминаются и Мусоргский, и Дебюсси. В картине звучат цитаты из их сочинений. В сюжете фильма музыка вообще играет ключевую роль.

Грустно, величественно, отстраненно звучит орган в монастырской часовне Эйн-Карема, и Симха ( Ури Готлиб, открытие фильма!), чудесный, одухотворенный мальчик в кипе, немой, но слышащий больше, чем дано обычным людям, что-то говорит клавишами старого пианино. В нотном хранилище громоздятся пыльные фолианты – как музыкальные курганы, как знак отчуждения, изымания искусства из потока жизни. Намек, что людям не до музыки…

Музыка болит, живет, страдает в сердце пианистки Наоми, девушки с особенными глазами. С омытой тихим светом душой. Наоми - Анна Букштейн. Эта актриса наделена неким ностальгическим, не нынешним, не попсовым и не тиражируемым обаянием. Особенными, отличными от других интонациями и красками. Ее улыбка –всегда готова обернуться слезами. Ее молчание – интригует. В таком молчании – как рыбка в солнечной воде – сверкает мысль. Даже если сценарий ( как в нашем случае) не отличается философичностью и многогранностью.

Фильм неспешно и негромко, лаконично ведет рассказ о маленьком эпизоде, отрезке жизни Наоми. Все начинается с переезда ее, жительницы Тель-Авива, в обычную иерусалимскую квартиру. Режиссер С ее бегства из привычного мира, от родителей, от музыки, которая разочаровала. Наоми приходит работать в нотную библиотеку на радио, пытается забыть прошлое, уйти с дороги которая до поры была четко обозначена. У нее разладилось все в музыке – и погасла любовь к парню, который с той, прежней жизнью ассоциировался. Эйтан Аннер нанизывает иерусалимские типы на свою леску: соседка, многодетная мать ( дивный, живой, острый типаж рисует Ирит Каплан, актриса, которая всегда сочетает драму и истинную комедию)...

Охранник на радио, который считает, что такой инструмент, как орган, евреям чужд и даже опасен...Инспектор муниципалитета, бесстрастно и изуверски преследующий Наоми...Парнишки из ультраортодоксальной среды, оскорбляющие Наоми, плюющие ей в лицо шелухой... Для творца этого фильма Иерусалим - обычный город. Никакой не святой. Десакрализация Вечной столицы - принципиальная позиция. Иерусалим – это антипод Тель-Авива.

А еще - панорама в дымке, люди, ненавидящие светских, свободных, своды католического храма, под которыми гулко и благородно звучат и мысли, и трубы органа. С самой первой детали, с первых сцен, сообщающих, что в квартале, где поселилась Наоми, не примут ни ее, ни ее музыку, ни ее пробежки по утрам, ясно, что суровые противники убьют кота Шумана...Тяга Наоми к благородному и непонятному монаху- музыканту не очень убедительна. Надумана. Чересчур инфантильна, экзотична, чтобы убеждать. Миссионеры в облике роковой красотки ( ее играет Рона-Ли Шимон) выглядят карикатурно- плакатно. Да и вообще плакатности фильму не занимать.

Диалоги скорее линейно-банальны, чем медитативно-многослойны. Странно, что одна фраза монаха меняет жизнь Наоми круче, преобразует ее сильнее, чем слова и поступки всех других людей. И она легко побеждает злобного «пакаха», среду, которая ее подталкивала к самоубийству. И вот она уже убеждает вундеркинда Симху ничего не бояться, объяснить причину гибели прежней квартирантки Ирины Гамбрович, спокойно и радостно музицировать у окна, открытого в дымку «ненавидимого прокуратором города»...Фильм трогает – как тронула бы любая подобная история из жизни неудачливой, мечущейся, противостоящей среде талантливой девушки.

Музыка классиков - и Йонатана Бар-Гиоры – вписывается органично и красиво. Съемка Моша (Моше) Машали вполне на уровне. Отдельными планами завораживает. Картина «Очень тихое сердце» решает две очень важные задачи: привносит в будни жар и красоту музыки – и дает экран оригинальной, интересной актрисе Анне Букштейн. Фильм смотрибелен – а это уже кое-что значит.

Инна Шейхатович

Фото с международного кинофестиваля «Темные ночи»

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.