Блеск и нищета. К вопросу о медицине (Фильм дня!)

Итак, жить или не жить. Этот вопрос мы задаем врачам. Стране. Ответственным за бюджет. Медицина - лакмус состояния общества. Медицина как определитель уровня гуманности. Кино часто интересуется этой темой, так как она раскрывает очень глубокие и важные социальные процессы, человеческие связи.

Российский режиссер Борис Хлебников снял фильм «Аритмия». Он о врачах «скорой помощи». И о стране, в которой он и его герои живут. Картина получила большой резонанс. Ее осыпали призами, искупали в восторгах. В эти дни она вышла на экраны «Синематек» ( «Домов кино») Израиля.



...Пробки на дорогах, неловкий, неуютный, бедный быт и врачей, и пациентов, идиотизм руководства ( хотя в директивах оного, как и во всяких директивах, все же есть некое разумное зерно)... Мы едем в карете «скорой помощи», наблюдаем кризисный, надрывный, очень жестокий аспект профессии, в которой важны каждая мелочь, каждый шаг. Мы видим смерть, чудесное, почти нереальное спасение, героизм ( который, как известно, есть не что иное, как исправление чужого головотяпства )...Видим несусветный, всеохватный бюрократизм. А еще наблюдаем, как врачи после трудной смены «расслабляются» (они это делают в классическом русском стиле – напиваются до полного забвения-«расслабления»)... Один из критиков, противопоставляя фильм Хлебникова «Нелюбви» Андрея Звягинцева, написал о том, что «Аритмия» - это «доброе кино». Что герои - добрые, хорошие люди. Это есть. Неплохие.



Главный герой, доктор Олег Миронов ( его играет Александр Яценко) – хороший. Скромный, честный. Профессиональный. И его жена Катя ( Ирина Горбачева) – тоже хорошая. Она и правда ничего такая – а злится, кричит, нервничает, хочет развода не от того, что у мужа маленькая зарплата, не из- за неудобной, более чем нероскошной однокомнатной квартиры, и даже не по причине Олегова пьянства. Ей, как она сообщает, в жизни мало любви и тепла. Внимания. Скромная она, эта Катя. И еще есть хороший фельдшер, помощник доктора Миронова ( его играет Николай Штайбер). Тихий, преданный, гуманный. Есть еще начальник ( его играет Максим Лагашкин). Твердолобый, не желающий видеть за циркуляром живых людей. Формалист. Явно делает карьеру.

Сценарий выстроен как череда эпизодов: сцена в доме, куда приезжает бригада «скорой помощи» - сцена дома у главных героев. Дома у докторов или пьют, или падают замертво от усталости. Есть еще моменты любви- нелюбви. Недоброй, впопыхах, неловкой. Болезнь, которая живет в семье Олега и Кати, не имеет названия. Или ее надо многословно и долго формулировать. Несчастные, тусклые, зацикленные каждый на своем клише, на своих предрассудках пациенты - образы плоские, не очень психологически интересные. Почему-то и внешне, и манерой речи похожие друг на друга. Надувной матрас, который Олег и Катя перетаскивают из шкафа в кухню, когда демонстрируют друг другу границы владений каждого, обозначают серьезность кризиса, постигшего их семейную лодку, выглядит очень грустно. И как-то все же беспомощно...



Актерские работы благообразно – скромны. В меру одномерны. В меру органичны. Ничего никуда не развивается: начальник подстанции будет проводить свою жесткую линию ( 20 минут на осмотр - и поехали, и – все подробно и нудно следует докладывать диспетчеру). Олег и Катя не расстанутся, хотя лично мне не показалось, что в их отношениях есть намек на человечность и нежность. Бунт врачей против деспотизма циркуляров обречен на подавление. Зарплаты мизерные, речь героев пересыпана матом ( что не делает текст сценария богаче, глубже), уровень жизни какой-то мало похожий на жизнь. Бедой, неустроенностью, беспросветностью дышит фильм «Аритмия». Он – как тревожная кардиограмма.



Оператор Алишер Хамидходжаев снял фильм без затей, будто ручной камерой. После осенних дождей, в финале картины маленький город засыпало белым, сахарным, каким-то пластмассовым снегом. Заторы на дорогах те же. И так же трудно передвигаться карете «скорой помощи». Ну, можно ведь рвануть вперед с мигалкой...

Фильм «Аритмия» стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы убедиться: стабильность и отсутствие прогресса часто грустно – синонимичны...

Специально для AZIZnews Инна Шейхатович

Добавить комментарий
Дорогие друзья!
В целях защиты от спама и иных проявлений вредительства, только зарегистрированные пользователи могут комментировать новости. Пожалуйста зарегистрируйтесь здесь: Регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.